Учебное пособие: Работа с произведением искусства
Для специальности
050148 «Педагог дополнительного образования»
(Среднее профессиональное образование по программам углубленной подготовки)
Пермь. 2010.
Рассмотрено кафедрой социально-гуманитарных дисциплин
Зав. кафедрой _______ Мухитдинов Ф.Г. «____»_______2010 г.
ОДОБРЕНО
Редакционно-издательским советом ГОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1»
Протокол № 1 от «___» _______2010г.
Преподаватель, отв. за НМР __________ Т.Г. Самойленко Т.Г.
Автор: В.А. Мачильский – преподаватель музыкального искусства и мировой художественной культуры ППК № 1, Заслуженный учитель России.
Рецензенты: А.И. Пестова, зав. отделом ДПИ ПГХГ, кандидат искусствоведения.
М.А. Ильинская, преподаватель истории искусств ПГ ППК, педагог высшей категории.
А.Л. Борщук, преподаватель социально-педагогических дисциплин ГОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1», педагог высшей категории.
Методические рекомендации разработаны для студентов обучающихся по специальности 050148 «Педагог дополнительного образования» с целью оказания помощи в овладении основными приемами работы с художественным произведением в процессе его анализа и при подготовке к семинарским занятиям по МХК. Методические рекомендации обеспечивают получение первичных профессиональных компетенций по выбранной специальности.
Мачильский В.А. «Работа с произведением искусства». В помощь студенту при подготовке к семинарам по МХК. Методические рекомендации для студентов по специальности 050148 «Педагог дополнительного образования». Пермь, ППК № 1, 2010 г. 28 с.
Одобрено кафедрой социально-гуманитарных дисциплин специальность 050148 «Педагог дополнительного образования».
Печатаются по решению методического совета ГОУ СПО ППК №1.
ВВЕДЕНИЕ
Семинары призваны помочь студентам, будущим педагогам, в организации и методике проведения практических занятий. На семинаре группа выступает как «экспериментальный прообраз» будущих учащихся школы, с которыми каждому студенту предстоит работать по окончании колледжа.
Цель семинаров – научиться глубоко и полно понимать и истолковывать (анализировать) произведение искусства и одновременно оптимально овладеть методикой учебных занятий со школьниками, когда в качестве учебного материала выступает произведение искусства.
Очень важно овладеть умением организовать работу так, чтобы школьники вошли в контакт с художественным образом, восприняли тот духовно – нравственный опыт, который несет в себе творение духа и рук мастера, жившего задолго до нашего времени и нашего современника. Только дилетанту кажется, что достаточно рассказать детям сюжет произведения, чтобы они поняли содержание художественного образа и стали любителями искусства. У опытных учителей дети полностью сосредоточены на общении с произведением искусства. А для этого учитель должен сам научиться понимать искусство и любить его, овладеть сложной системой работы – от истолкования одного произведения, затем – монографическому анализу творчества мастера и, наконец, к проблемному или обзорному методу работы.
КОММЕНТАРИЙ К КУРСУ
Для того чтобы пользоваться методическими рекомендациями, нужно хорошо усвоить, что лежит в основе предлагаемых путей и методов работы с детьми по осознанию произведения искусства: что такое произведение искусства как носитель художественного образа?
ПОНЯТИЕ – это инструмент научного мышления и его продукт. Оно вычленяет из окружающей действительности некое явление или предмет, фрагментирует действительность. Даже обобщенная в системе понятий действительность остается представленной аналитически. Научное понятие формируется в сфере абстрактно – логического – левополушарного мышления путем целого ряда операций. Наука не дает ответа на вопрос о смысле жизни. Это и есть основное отличие понятия от художественного образа, в котором действительность представлена ЦЕЛОСТНО даже в том случае, когда художник берет за основу своего образа отдельный фрагмент реальности. Если неверно осмыслено целое, то искажено и частное. Люди с низким творческим потенциалом предпочитают «аналитический стиль опознания», а люди с высоким творческим потенциалом – целостный, холистический (холизм – принцип целостности, выражающийся в формуле: «целое больше, чем сумма его частей») стиль. В отличие от понятия с его однозначностью и определенностью в художественном образе оказывается закодированным не только то, что осознано художником, но и им самим не понятые глубины: ведь в процессе художественного творчества задействованы все слои.
Мыслеобраз (мыслеинтонация) рождается в сверхсознании, а затем оттачивается в художественно – практической деятельности, в которой принимают участие и сознание, и бессознательные автоматы, и подсознание, руководящее практическими действиями художника.
Художественный образ богаче понятия. Те глубины смысла, которыми обладает всякий художественный образ, высвечиваются в процессе восприятия реципиентом (зрителем, слушателем, читателем), и притом воспринимаются им также на различных уровнях его высшей нервной деятельности. Именно они придают художественному образу универсальность: каждый из нас читает своего Пушки, даже когда мы держим в руках одно и то же издание, каждый видит своего героя на картине художника, каждый слышит своего Баха или Чайковского, по-своему воспринимает народное искусство. В то же время художественный образ неповторим, как неповторимы явления мира и его предметы, бесконечно разнообразные, как неповторимо своеобразен каждый человек. В процессе восприятия художественного произведения во взаимодействие вступают три аспекта неповторимости:
1) Индивидуальность художника.
2) Индивидуальность реципиента.
3) Единичность самого произведения. Художественный образ есть продукт, плод, результат их взаимодействия.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--