Учебное пособие: Состав и строение костей
Цель : Познакомить учащихся с химическим составом и строением костей, показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций, продолжить формирование понятий «ткань», «система органов»; продолжить развитие общеучебных навыков работы с натуральными объектами, микроскопом, с различными источниками информации.
Оборудование: скелет, таблица «Строение костей», микроскопы, микропрепараты распилов костей, прокалённая и декальцинированная кость, разновесы, макет кости из бумаги.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
1. Из чего состоит опорно- двигательный аппарат? Какие функции выполняет скелет? Приведите примеры.
2. Каково строение и назначение черепа? Чем отличается от черепа млекопитающих? Почему?
3. Какое строение имеет скелет туловища?
4. Какое строение имеет скелет верхних и нижних конечностей человека?
5. Чем скелет человека отличается от скелета млекопитающих?
6. С чем связаны отличия скелета человека от скелета млекопитающих? О чём говорит сходство?
Изучение нового материала:
Мотивация: Кости скелета постоянно выдерживают большие нагрузки. Например: во время приземления атлета, прыгающего в длину, его бедренная кость подвергается нагрузке в 9000 килограмм и не повреждается.
Благодаря каким особенностям строения и состава кости могут выдерживать такие большие нагрузки?
Над этим вопросом мы и будем работать в ходе сегодняшнего урока. Записать тему урока.
Какие вещества входят в состав всех живых организмов?
Демонстрация и объяснение опыта доказывающего состав кости.
Из каких веществ состоит кость и какие свойства они ей придают?
Записать и заполнить схему в тетради:
Состав кости
Органические вещества 35% Неорганические вещества 65%
Белок –коллаген Са, Мg,Р; Н О
Упругость и эластичность Твёрдость и хрупкость
Качественный состав кости меняется в зависимости от состава пищи. Выдающийся русский анатом П. Ф. Лесгафт проделал интересны опыт. Он кормил четыре группы щенков разной пищей: молочной, мясной, смешанной и растительной. В костях щенков которых кормил молоком или мясом, соотношение органических и неорганических веществ было примерно 1:1. Значительно меньше неорганических веществ в кости при смешанном питании и особенно при питании растительной пищей, где это соотношение выражается 1:2.
Как вы думаете, Чем будут отличаться кости щенков, которых кормили растительной пищей, от костей щенков, которых кормили мясной и молочной пищей? (будут более мягкие)
Каждая кость состоит из нескольких видов тканей, но основу кости составляет костная ткань.
Работа с учебником стр. 94. Изучение строения костной ткани и кости.
Вспомните, что мы называем тканью? Какие виды тканей вам известны? Подумайте, к какому из этих видов вы отнесли бы костную? Почему?
Записать и заполнить схему.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--