Учебное пособие: Специфика педагогического процесса
1. Государственный стандарт образования
Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Назначением государственного стандарта образования является обеспечение:
· равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
· единства образовательного пространства в РФ;
· защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
· преемственности образовательных программ на разных ступенях образования, возможности получения профессионального образования;
· социальной защищенности обучающихся;
· социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
· прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
· основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом образования.
Государственный стандарт образования является основой:
· разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов РФ, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным дисциплинам;
· объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
· объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
· определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории РФ;
· установления эквивалентности документов об общем образовании на территории РФ;
· установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт образования включает три компонента:
· федеральный компонент – устанавливается РФ (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ);
· региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом РФ (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ).
2. Двусторонний характер процесса воспитания. Школьник как субъект и объект воспитания. Критерии воспитанности личности ученика (Б.Т. Лихачев). Воспитание, перевоспитание, самовоспитание
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель – формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания – эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, на достижение заданных целей. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и длителен. Он длится всю жизнь. Школьное воспитание – непрерывное взаимодействие учителя и ученика. Это комплексный процесс, т.е. единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, с целью целостного формирования личности.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к ученику прямая связь, от ученика к учителю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях. Чем больше информации от учеников, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
С одной стороны, воспитатель – это субъект; оказывающий воздействие на воспитанника как на объект его воздействия.
Отмечая ведущую роль воспитателя в процессе воспитания, Н.Е. Щуркова подчеркивает; что именно он ставит цели воспитания, определяет задачи, условия, содержание, средства, методы, формы и диагностики, выстраивает педагогическую тактику. Именно воспитатель должен предвидеть определенные результаты своей деятельности и процесса воспитания в целом. И в таком случае «школьник для него есть объект воспитательного влияния и продукт воспитания… Объявив школьника «субъектом»…, педагог предназначает школьнику судьбу дикого растения».
Анализ существующих планов и программ воспитания федерального и ведомственного уровней подтверждает; что планирование и реализация воспитательной деятельности осуществляется именно в этой логике: тот; кто планирует мероприятия и реализует их, является субъектом, а тот; на кого эти мероприятия направлены, – объектом.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--