Учебное пособие: Становление, структура и предмет теории спорта

ПЛАН

1. Содержание и структура теории спорта.

2. Основные понятия теории спорта.

3. Классификация видов спорта.

4. Соревнования, как основа специфики спорта. Смысл и тенденции роста спортивных достижений.


1. Содержание и структура теории спорта

Современная наука о спорте — закономерный результат многолетней аналитической познавательной деятельности в области спортивного движения, спортивной подготовки, спортивной тренировки и спортивных соревнований.

Анализ содержания и структуры теории спорта как науки и учебной дисциплины свидетельствует о том, что теория спорта по своему содержанию представляет общую концепцию развития спорта. По своему назначению — это общий метод познания явлений спорта и спортивной деятельности, применимый ко всем ее составляющим и различным видам спорта; по своим функциям — практическое руководство к действию для спортсменов, тренеров и других специалистов в области спорта; по своей структуре — система понятий, принципов, закономерностей и функций спорта.

Теория — высшая форма научного знания, дающая целостное представление о принципах и закономерностях, понятиях и функциях, методах и правилах, константах и интерпретациях определенной области знаний. Истинность теории спорта определяется практикой спортивной деятельности, ибо теория и практика связаны неразрывно.

Объектом теории спорта является спорт как социальное явление и сфера человеческой деятельности, представляющая собой систему организации и проведения соревнований, учебно-тренировочных занятий и имеющая целью, наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, достижение высоких спортивных результатов и побед в состязаниях.

Целью теории спорта как науки является познание, описание, объяснение и предсказание объективных закономерностей, процессов и явлений спортивной деятельности, составляющих предмет ее изучения и включающих социальные, организационные, методические, педагогические, биологические и другие аспекты, с учетом тесной взаимосвязи спорта со сферой информации и другими смежными областями.

Предметом учебной дисциплины «Теория спорта» являются знания по различным аспектам спорта как многофункционального общественного явления, системы соревнований и связанной с ней системы подготовки в объеме, определенном учебной программой для институтов физической культуры.

спорт соревнование достижение

2. Основные понятия теории спорта

Теория спорта как система знаний выражается, прежде всего, в системе основных понятий (категорий) — совокупности взаимосвязанных высказываний, отражающих закономерности развития и функционирования спорта. Понятия — это не только отражение определенных объектов языковыми средствами, но и в тоже время существенные составные части определенной теории.

В теории спорта выделяются три группы основных понятий (категорий):

- исходные,

- функциональные и

- итоговые.

В свою очередь, в каждой из групп следует выделять базовые понятия и вытекающие из них производные понятия.

В группе исходных понятий в качестве базовых следует выделять спорт и спортивные соревнования. Это категории наибольшей общности, которым подчинены и из которых выводятся все остальные понятия.

Спорт (от англ. sport, сокр. от первонач. disport— игра, развлечение) - воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений, имеющая социально значимые результаты.

Понятие спорт рассматривается в узком и широком смыслах

Спорт (в широком понимании) представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Спорт (в узком понимании) - собственно соревновательная деятельность, специфической формой которой является система соревнований.

Отличительной особенностью спорта является наличие соревновательной деятельности и специфической к ней подготовки (спортивной), а основной целью занятий спортом — достижение возможно более высокого спортивного результата. Однако попутно достигаются и другие важные социальные цели — укрепление здоровья и физическое совершенствование людей, их идейное, умственное, нравственное, эстетическое воспитание и др.

Спортивное соревнование — способ демонстрации, сравнения и оценки спортивных достижений, регулирование своеобразной конкуренции в сфере спорта. Спортивное соревнование является важным фактором общения, средством формирования личности, познания возможностей человека, создания эталонных показателей. Оно осуществляется в виде спортивного зрелища. В то же время соревнование — средство стимулирования спортивной деятельности, метод отбора и подготовки спортсменов. Соревнование является особым типом деятельности, с акцентом на ее результат.

Система соревнований - специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

Категории спорт и спортивное соревнование внешне и внутренне противоречивы.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 220
Бесплатно скачать Учебное пособие: Становление, структура и предмет теории спорта