Учебное пособие: Свойства жидких кристаллов
Пояснительная записка
Элективный курс «Жидкие кристаллы и их настоящее» предназначен для углубленного изучения свойств и применения ЖК, учащимися 11 класса. Все чаще мы стали встречаться с термином «жидкие кристаллы». Мы все часто с ними общаемся, и они играют немаловажную роль в нашей жизни. Многие современные приборы и устройства работают на них. К ним относятся часы, термометры дисплеи, мониторы и прочие устройства. Что же это за вещества с таким парадоксальным названием «жидкие кристаллы» и почему к ним проявляется столь значительный интерес? В наше время наука стала производительной силой, и поэтому, как правило, повышенный научный интерес к тому или иному явлению или объекту означает, что это явление или объект представляет интерес для материального производства. В этом отношении не являются исключением и жидкие кристаллы. Интерес к ним, прежде всего, обусловлен возможностями их эффективного применения в ряде отраслей производственной деятельности. Внедрение «жидких кристаллов» означает экономическую эффективность, простоту и удобство.
Цель курса:
- формирование интереса и положительной мотивации к продолжению образования и сознательному выбору профессиональной деятельности;
- формировать положительную мотивацию обучения на уроках физики;
- познакомить учащихся с ведущими разработками в области ЖК;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с основами теории жидких кристаллов;
2. повысить информационную компетентность учащихся;
3. Ознакомить с основами применения жидких кристаллов в практической деятельности человека;
4. Активизировать познавательную деятельность школьников;
Программа рассчитана на 12 часов, для физико-математического профиля. В содержание курса входят темы:
I. История ЖК
Рассказ об истории открытия этого удивительного состояния вещества. О том как о нем забыли практически на век. А так же о триумфальном возвращении.
II. Жидкие кристаллы их виды и эффекты
Здесь мы расскажем о видах и некоторых свойствах ЖК. Просмотрим научно-популярный фильм «Жидкие кристаллы».
III. Физический принцип действия устройств на жидких кристаллах.
В данном разделе будут приведены примеры подробного физического принципа действия некоторых приборов на ЖК.
IV. Жидкие кристаллы сегодня и завтра.
Здесь мы рассмотрим несколько технических идей применения жидких кристаллов, которые пока что не реализованы, но возможно в ближайшие несколько лет послужат основой создания устройств, которые станут для нас такими же привычными, какими сейчас являются транзисторные приемники.
Данный курс наиболее эффективен и необходим при освоении углубленного изучения физики. В то же время структура курса включает отдельные темы, изучаемой программы, например «физика твердого тела» «свойства жидкостей».
Содержание курса и его организационно-методическое обеспечение выстраивается таким образом, чтобы предмет учебной деятельности стимулировал развитие ряда компетентностей и формирования универсальных способностей учащихся. Ожидаемый положительный педагогический эффект курса связан с успешной самореализацией школьников в учебной деятельности и возможностью обоснованной профессиональной ориентации.
Основные формы организации учебных занятий:
- лекция учителя;
- самостоятельная работа над реферативной и теоретической частью;
- консультация с учителем;
- групповая работа по решению проблемы;
- защита работы.
Дополнительные формы обучения и учения связаны с работой над творческим проектом; самостоятельной работой с источниками в библиотеке, интернете.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--