Учебное пособие: Введение в природообустройство

В основу данного курса положены фундаментальные иссл едования ученых-географов Московского государственного университета, в частности, работы А.Г. Исаченко (см. его учебник для студентов географических специальностей " Ландшафтоведение и физико-географиче ское районирование". Москва. "Высшая школа". 1991 г.), идеи которого разделяет автор; методологические разработки кафедры философии МГУП (доц. P.M. Орлов); работы советских и российских ученых-мелиораторов: в частности:

- Айдаров И.П., Голованов А.И. "Мелиоративный режим орошаемых земель и пути его улучшения". Гидротехника и мелиорация. 1 98 6. NO 8;

- Голованов А.И. "О целях и сущности мелиораци и сельскохозяйственных з емель ". Вестник сельскохозяйственной нау ки.1991Л' 0 12:

- "Конце пц ия развития мелиорации сельскохозяйственных земель в СССР", 1992, разработанная труппой ученых Российской академии сельскохозяйственных наук с участием автора;

- Айдаров И.П., Голованов А.И., Никольский Ю.Н. "Оптимизация мелиоративных режимов орошаемых и осушаемых зе мель". Агропромиздат. М. 1990;

- Голованов А.И. "Мелиорация ландшафтов". Мелиорация и в одное хозяйство. 1993.N O 3;

- Голованов А.И., Орлов P.M. "Что такое природообустройство?". Мелиорация и водное хозяйство. 1994.N O 6;

- другие научные работы кафедры мелиорац ии и рекультивации земель МГУП.

Понятие "природообустройство"

Прежде всего, разберемся в понятии "природа". В него вкладывают несколько смыслов:

1. Наиболее общий: все существующее во вселенной: неорганический и органический мир, включая и че ловека, т.е. все живое и мертвое.

2. Бытовой: вне города - поехать на природу.

3. Переносный: сущность - природа явления.

4. Узкий или специальный: совокупность естественных усл овий существования чел овеческого общества.

Наряду с естественными условиями человек создает "вторую природу" - материальные условия для своего существования: жилище, дороги, фабрики и т.п.

Узкое понятие "природа", как совокупность естественных условий существования человеческого общества, эквивалентно понятию "окружающая среда", часто используемое в технической литературе, и соответствует греческому oikos -экос (дом, родина). Отсюда: экология - наука о взаимоотношении человека (в более общ ем понимании - живых организмов) и окружающей среды.

Если понимать природу, как окружающую человека среду, то ее можно представить как географическую оболочку', состоящую из пяти компонентов:

1) массы твердой земной коры ;

2) массы вод во всех состояниях (жидкое, парообразное, твердое -лед);

3) воздушные массы;

4) почва;

5)биота или живые и мертвые организмы.

В настоящ ее время, когда человек на высоком ур овне развития науки и производительных сил своей деятельностью коренным образом изменяет компоненты природы, очень остро стоит вопрос о рациональном отношении человека (человеческого общества) и природы.

И человеческое общество и живые организмы являются матери альными саморазвивающимися системами. Саморазвитие заключается в том, что они, во-первых, содержат свои внутренние источники разви тия в виде разреше ния закл юченных в них противоречий, и, во вторых, они сами формируют условия своего собственного развития.

Для живых существ (кроме человека) преимущественно свойственен адаптивный (приспособительный) характер связи с окружающей средой, хотя некоторые высокора звитые организмы создают для себя измененные условия для существования (например, муравейники).

Для человеческого общества до сих пор был характерен адаптирующий, преобразующий, подчиняющий себе природу характер связи с внешней средой, который в конце конц ов и привел к современному неблагополучному состоянию окружающ ей среды, а по мнению многих ученых, - и к экологическому кризису.

Во взаимоотношении человека и природы обозначились две крайние идеологии: антропоцентризма и экологизма. Сторонники антропоцентризма ставят суверенитет человеческого общества выше суверенитета природы. Последняя рассматривается ими как среда, которую надо покорять, над которой надо господствовать, которую нужно изменять. Взаимоотношения человека и природы они видят как деятельность по использованию и преобразованию компонентов природы во имя человека, его потребностей и интересов.

Другой, противоположной крайностью является идеология экологизма, которая зак лючает в себе призыв к прекращ ению борьбы с природой, к остановке научно-технического прогресса, объявляет человеческое общество составной ча стью природы, призывает человека к слиянию с н ей, к растворению в ней .

В действительности, и антропоцентризм и экологизм - у топичны и ведут человека в тупик. Забота о человеке в антропоцентрическом мировоззрении - иллюзорна, т.к., в конце концов, оборачивается э кологическим кризисом, разрушением природных (естественных) основ существования человечества. Столь же иллюзорен и экологизм, поскольку, объявляя человека частью биосферы, он, по существу, игнорирует качественные особенности развития человеческого общества, ликвидирует сув еренитет человеческой личности.

Отношения человека и природы должны, в конечном счете, обеспечить гармоничное сочетание суверенных интересов человека и общества со столь же суверенными "интересами" природы.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 340
Бесплатно скачать Учебное пособие: Введение в природообустройство