Учебное пособие: Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звук
Цель : познакомить детей с органами артикуляционного аппарата; учить детей вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы; расширять представления дошкольников об окружающем мире; обогащать активный словарь; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Оборудование: мягкие игрушки (Зайчик, Мышка, Сова и др.); цветные листочки, вырезанные из бумаги.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Поздоровайтесь.
- Ребята, скажите, какое время года наступило?
- А какими становятся листочки осенью? (желтые, красные).
Дыхательная гимнастика.
- Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.
Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут).
2. Основная часть.
- Ребята, кого вы видите? Кто к нам пришел?
- Вы помните, кто такие Мышка и Зайчик? (Это игрушки.)
- Вы, наверное, не забыли, что они очень любят путешествовать?
- А еще у Мышки и Зайчика есть знакомая — Мудрая Сова. И эта Сова предложила им отправиться в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну Звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или произнести.
- Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? (бьёт барабан, дудит дудка и т.д.)
- Скажите, как сигналит машина, как смеются, как воет волк, лает собака, мяукает кошка. (Дети воспроизводят звукоподражания.)
- Так вот, все, что вы сейчас произнесли и услышали, — это и есть звуки. А звуками считается все, что можно услышать и произнести. Во время нашего путешествия мы узнаем, какие бывают звуки речи. Как они возникают, как произносятся, как дружат друг с другом. Еще мы узнаем, что звуки обозначаются буквами.
- Куда мы с вами поедем? (В страну Азбуку.)
- Какую страну мы должны проехать, прежде чем попасть в Азбуку? (Страну Звуков.)
3. А)
- Пора занимать свои места в вагончиках. Мышка и Зайчик уже уселись.
- Вы готовы к путешествию по стране Звуков?
- Тогда подудите, как паровозик. («Ту-ту».)
- Как стучат вагончики? («Чух-чух-чух».)
А это значит, что мы уже едем по стране Звуков.
Б)
- Мы едем мимо зоопарка. - Скажите, кого увидели Мышка и Зайчик?
Зайчик решил проверить, действительно ли они оказались в стране Звуков. По совету Мудрой Совы он закрыл глаза и прислушался. Какие звуки он услышал?
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--