Сочинение «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века»
«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века» (О. Э. Мандельштам)
Жизнь и судьба русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, которую критики называют поэтом, трудны и трагичны. Она родилась в Одессе, детство и юность ее прошли в Царском Селе. О нем она с любовью писала:
По аллее проводят лошадок.
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.
Стихи Анна Ахматова начала писать рано, в одиннадцать лет. Первый ее сборник вышел в 1912 г. После Великой Октябрьской революции стихи Ахматовой почти не печатались. О себе поэтесса писала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Творчество Ахматовой обогатило русскую лирику. Диалогом со временем, вечностью и собственным сердцем «Ахматова принесла в русскуюлирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века». Лирика Ахматовой — это сплав мгновения и вечности.
Главная тема ее лирики — любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство. Любовь в стихах Ахматовой — это одновременно источник неиссякаемой радости и горьких страданий. Это песнь песней, счастье, светлое чувство, расцвет всего лучшего в человеке, подъем сил, прежде всего духовных, но это и слезы, печаль, страх, сомнения, страдание, казнь... Но в любом случае — это высота человеческого «я», высота его сущности. И в этом Ахматова — наследница великой русской классической литературы, утверждающей, что любовь возвышает человека, окрыляет, дает силы, очищает, это катарсис, необходимый каждому из живущих на Земле людей. Вспомним Н. Г. Чернышевского: «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его».
В стихотворении «Любовь» мы слышим приподнятые, нежные интонации. Поэтесса говорит о любви нежно, ласково, утверждая, что любовь великое таинство:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком На белом окошке воркует...
Любовь для Ахматовой несет новые чувства, переживания, она уводит ее от спокойной жизни...
Но верно и тайно ведет От радости и от покоя...
Для Ахматовой любовь — это всегда новое, прекрасное, неизведанное:
Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать В еще не знакомой улыбке.
На примере этого небольшого стихотворения мы еще раз убеждаемся в том, что для Анны Ахматовой любовь — это всегда нежное и прекрасное чувство. Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики сродни огромной сложности и психологическому богатству русского романа XIX в.
В стихотворении «Ты письмо мое, милый, не комкай...» Ахматова пишет о любви иначе. Мы чувствуем другое настроение поэтессы. Это стихотворение перекликается с темой безответной любви в романах русской литературы XIX в. с их психологическим богатством. В просьбе, обращенной к любимому, слышится большое чувство:
Ты письмо мое, милый, не комкай,
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
В стихотворении говорится о том, что эта любовь не первая, но она все равно страстная и глубина и яркость переживаний сильны:
Не гляди так, не хмурься гневно,
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна И уже не монашенка я...
...Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах...
В последних строках стихотворения лирическая героиня говорит любимому, что не стоит отвергать ее любовь сразу, думать «о заветной лжи». Она надеется, что любовь все же придет к нему, и утверждает этим, что любовь, даже безответная, никогда не проходит бесследно. Разговорность интонации и музыкальность стиха определяют своеобразие этого стихотворения и лирики Ахматовой в целом.
В стихотворении «Я не знаю, ты жив или умер...» раскрывается еще одна сторона любви, свойственная русской классической литературе, гениально выраженная в пушкинском «Я вас любил...» и составляющая огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX в.
Из стихотворения так зримо явствует, что любовь не может быть эгоистичной, любовь — это высшая степень самопожертвования.
Всё тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моя белая стая,
И очей моих синий пожар.
В последних строках стихотворения Ахматова говорит, что любовь — это мука, не сравнимая ни с чем. Грусть сердца и горечь от осознания преходящей красоты чувств часто выражается в лирической исповеди:
Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе.
Тема любви в лирике Анны Ахматовой носит порой характер болезненного надрыва:
Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.
Но любовь — это жизнь, и любовь побеждает смерть, когда поэт проникается сознанием единства с миром, с Родиной, с Россией, с родным народом. Родина и родная культура — это высшие ценности в сознании Ахматовой: «Молитва», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» ...
«Мне голос был. Он звал утешно...», но жить без Родины, без родной земли, без России немыслимо для Ахматовой. Оставить «свой край глухой и грешный», она не сможет никогда, это противоречит ее нравственным устоям. Она помнит и понимает, что «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись» (И. С. Тургенев). И поэтому она «не с теми..., кто бросил землю...». Так звучит в поэзии Ахматовой тема Родины, тема огромной сложности русского романа XIX в. Слиянность темы России и собственной судьбы придают особую исповедальность лирике Ахматовой. Особенно громко, ярко и проникновенно это проявилось в мощном трагическом звучании «Реквиема», где нераздельны, едины трагедия страны, народа и поэта.
Рецензия
Выбор темы сочинения свидетельствует о глубоком интересе автора сочинения к русской литературе, классическому, золотому XIX в. и к творчеству А. Ахматовой, принесшей «в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века» (О. Э. Мандельштам). Автор сочинения обладает несомненным чувством поэзии и тонким художественным вкусом, что позволило ему обосновать, что «поэзия Ахматовой — лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего» (А. Т. Твардовский) человека.
Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.