Сочинение Л.Н. Толстой - тонкий психолог (на материале 1 и 2 тома романа-эпопеи «Война и мир»)
Произведения Л.Н. Толстого стали классикой мировой литературы. Больше того, для всего мира имя этого писателя является олицетворением русской литературы. Недаром иностранцы чаще всего называют Толстого и Достоевского самыми известными русскими писателями. Для них произведения этих художников отражают загадочную русскую душу, раскрывают ее секреты и загадки. Все это возможно благодаря тонкому психологизму, присущему романам Толстого и Достоевского.
Л.Н. Толстой – писатель, которого прежде всего интересует внутренняя жизнь героев, их духовное развитие. Толстой передает тончайшие оттенки душевной жизни человека. Но, кроме того, он показывает «сам психический процесс, его формы, его законы» (Н.Г. Чернышевский).
В «Войне и мире» писатель сумел показать психологические состояния, душевную жизнь своих героев, их внутреннее развитие или умирание. Благодаря этому роман-эпопея считается одним из лучших психологических романов в русской литературе.
Обратимся к первым двум томам романа. Толстой пользуется разными способами для психологического раскрытия персонажей. Это может быть прямой авторский текст, в котором писатель характеризует черты, особенности героя. Так, уже в начале романа мы узнаем, что Андрею Болконскому надоела пустая светская жизнь и его жена: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всего ему надоело. С гримасой, портившей его красивое лицо, он отвернулся от нее».
Часто Толстой с помощью незначительных деталей тонко и точно передает психологическое состояние, взаимоотношения героев. Например, неприязнь князя Андрея к своей жене писатель подчеркивает тем, что герой, говоря с княгиней, «обходит ее взглядом», морщится, хмурится. В то же время, «сухо-неприятно» обратившись к князю Ипполиту, Болконский «ласково и нежно» говорит с Пьером. Мы понимаем отношение князя Андрея к Курагину и Безухову.
Писатель проявляет характер героя и через описание его поступков. Так, в эпизоде пари между Долоховым и англичанином раскрывается не только доброта, мягкость, податливость Пьера, но и его молодая горячность, желание покрасоваться, стремление к уважению приятелей. Видя, что безумный поступок Долохова закончился славой и всеобщим восхищением, молодой Безухов захотел того же. Он полез на карниз, желая выпить там бутылку рома. И это при том, что у него «и на лестнице голова кружится». Приятелям еле удалось отговорить Пьера от этого «лихого» поступка.
Толстой мастерски описывает внутренне состояние своих героев. Так, неожиданно для самого себя Пьер Безухов «почувствовал, что Элен не только могла, но должна быть его женою, что это не может быть иначе…Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним». Толстой передает поток чувств и мыслей, быстро сменяющих друг друга, передает смутные ощущения героя, его раздумья, сомнения. Как правило, это облекается в форму внутреннего монолога персонажа. Пьер, приехав домой, рассуждает сам с собой: «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа…Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное»…и в то же время …другой ряд рассуждений всплывал из-за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой…»
Одним из самых психологически тонких эпизодов романа является сцена на Праценской горе. Раненный князь Андрей, истекая кровью, переосмысливает всю свою жизнь. Толстой мастерски передает поток мыслей героя: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал…Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Болконский понимает всю тщетность войны, лживость своих прежних стремлений и идеалов. Он разочаровывается в своем кумире: «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его,…в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом…» Князь ищет смысл жизни, Истину. Он не может поверить в Бога, вся его натура не позволяет этого сделать, но он чувствует «величие чего-то непонятного, но важнейшего». Болконский мечтает, что он вернется домой и посвятит свою жизнь семье, родовому имению.
Довольно часто писатель дает возможность самим героям объяснять свои мысли и чувства. Так, из беседы князя Андрея и Пьера (том 2, часть 2) мы узнаем о поисках смысла жизни этих героев, об их попытках познать высшие законы. Болконский утверждает, что Бога нет, нет никакой другой жизни, кроме земной, а на земле нет царства добра и справедливости. Пьер же говорит, что он «часть огромного, гармонического целого»: «Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда». Безухов уверен, что «надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем». Князь Андрей всем сердцем хочет поверить в это, но что-то мешает ему: « Да, коли бы это так было! – сказал он». Однако, несмотря на все сомнения, этот разговор с Пьером ознаменовал начало новой вехи в жизни Болконского.
Я думаю, что Л.Н. Толстой явялется истинным мастером психологического романа. Ему удалось очень верно и тонко описать сложный духовный мир своих героев. «Люди как реки», - говорил Толстой, подчеркивая многогранность человеческой души, сочетание в ней противоречивых черт, ее непрерывное движение и развитие. Все это писатель смог передать в своих произведениях, в «Войне и мире», в частности. Именно умение раскрыть диалектику души – одно из величайших художественных открытий Толстого.