Сочинение "Навеки любовью ранен"

    Одна из вечных тем в литературе — тема любви — проходит через все творчество В. Маяковского. "Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем", — считал поэт.
    Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием — вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была. Любовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя. Откроем поэму "Облако в штанах" (1914 г.), и нас сразу, с первых строк охватывает тревожное чувство большой и страстной любви:

    Мама!
    Ваш сын прекрасно болен!
    Мама!
    У него пожар сердца.

    Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме:

    Вы думаете, это бредит малярия?
    Это было,
    было в Одессе.
    "Приду в четыре", — сказала Мария.

    Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, враждебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли его любовь.
    И Маяковский восклицает: "Любить нельзя!" Но не любить он не мог. Прошло не более года, и сердце вновь разрывают муки любви. Эти его чувства находят отражение в поэме "Флейта-позвоночник". И снова не радость любви, а отчаяние звучит со страниц поэмы:

    Версты улиц взмахами шагов мну,
    Куда уйду я, этот ад тая!
    Какому небесному Гофману
    выдумалась ты, проклятая?!

    Обращаясь к Богу, поэт взывает:

    ...слышишь!
    Убери проклятую ту,
    которую сделал моей любимою!

    О том, что и потом поэт не нашел в любви праздника, счастья, говорят другие произведения Маяковского 1916— 1917 годов. В поэме "Человек", звучащей гимном человеку-творцу, любовь предстает в образах, выражающих лишь страдание:

    Гремят на мне
    наручники,
    любви тысячелетия...
    И только
    боль моя
    острей —
    стою,
    огнем обвит,
    на несгораемом костре
    немыслимой любви.

    В стихах, обращенных к любимой, столько страсти, нежности и вместе с тем сомнения, протеста, отчаяния и даже отрицания любви:

    Любовь!
    Только в моем
    воспаленном
    мозгу была ты!
    Глупой комедии остановите ход!
    Смотрите —
    срываю игрушки-латы
    я,
    величайший Дон-Кихот!

    В двадцатые годы Маяковский пишет одну за другой поэмы "Люблю" (1922 г.), "Про это" (1923 г.). Поэма "Люблю" — это лирико-философское размышление о любви, о ее сущности и месте в жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь истинную, страстную, верную, которую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Но уже в поэме "Про это" лирический герой предстает перед читателями опять мятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любовью. Поэт глубоко переживает, что радости жизни его не коснулись:

    В детстве, может,
    на самом дне,
    десять найду
    сносных дней.
    А то, что другим?!
    Для меня б этого!
    Этого нет.
    Видите —
    нет его!
    Дальше, обращаясь из будущего в настоящее, поэт с горечью замечает:

    Я свое, земное, недожил,
    на земле
    свое недолюбил.

    Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автором. Но то, что в поэме "Про это" ее лирический герой несет в себе реальные черты автора, — это несомненно, об этом говорят многие детали поэмы. Любовь поэта была сильна. Но уже в 1924 году, в стихотворении "Юбилейное", в задушевной беседе с Пушкиным Маяковский с улыбкой сообщает:

    Я
    теперь
    свободен
    от любви
    и от плакатов.

    И, оглядываясь на прошлое, поэт с едва заметной иронией говорит:

    Было всякое:
    и под окном стояние,
    письма,
    тряски нервное желе.
    Вот
    когда
    и горевать не в состоянии —
    это, Александр Сергеевич,
    много тяжелей...
    ...Сердце
    рифмами вымучь —
    вот
    и любви пришел каюк...

    Эти строки, разумеется, не отрицают любви вообще. В стихотворении "Тамара и Демон", опубликованном в феврале следующего года, Маяковский с грустью констатировал: "Любви я заждался, мне 30 лет". А в стихотворении "Прощайте" иронизирует:

    Где вы,
    свахи?
    Подымись, Агафья!
    Предлагается
    жених невиданный.
    Видано ль,
    что человек
    с такою биографией
    был бы холост
    и старел невыданный?!

    Сердце поэта жаждало любви, но любовь не приходила. "Как-нибудь один живи и грейся", — пишет поэт в одном из стихотворений. Сколько горечи в этих словах, горечи, которую в полной мере испил Маяковский. Но он не мог согласиться с несбыточностью любви, ее запредельностью:

    Послушайте!
    Ведь, если звезды
    зажигают —
    Значит — это кому-нибудь нужно?
    Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
    Значит — это необходимо,
    чтобы каждый вечер
    над крышами
    загоралась хоть одна звезда!

    Поэт не мыслит себя без любви — идет ли речь о возлюбленной или обо всем человечестве.
    На самой высокой лирической ноте завершаются стихотворения "Лиличка", "Письмо Татьяне Яковлевой". Чувства поэта на высшем пределе. Он действительно навеки ранен любовью. И рана эта незаживающая, кровоточащая. Но как бы драматично ни складывалась жизнь поэта, читателя не может не потрясти сил а этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:

    Если я
    чего написал,
    если
    чего
    сказал —
    Тому виной
    глаза-небеса,
    любимой
    моей
    глаза.

К-во Просмотров: 2519
Найти или скачать "Навеки любовью ранен"