Сочинение «О месте поэта в рабочем строю»

    Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
    В. Маяковский

    Эпоха, в которую жил Маяковский, была временем огромных потрясений в жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне от происходящего. Активная общественная позиция Маяковского выразилась прежде всего в его творческой деятельности: он пишет киносценарии для нового советского кино, много печатается в газетах, ездит с публичными выступлениями по городам страны, работает в РОСТА, создавая особого рода плакаты, так называемые “окна”. Подобного рода работа мало отвечает на первый взгляд представлениям о возвышенном характере и высоком предназначении искусства. Для нескольких поколений русских поэтов лозунгом были строки Пушкина:

    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
     Исполнись волею моей,
     И обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.

    В сравнении с этими строками все плакаты Маяковского, его памфлеты должны показаться недостойными высокого звания поэта.
    Скорее всего мысль об этом и заставила Маяковского вновь и вновь обращаться к теме назначения поэзии и ее роли в жизни общества. “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”, “Разговор с фининспектором о поэзии”, “Домой”, поэма “Во весь голос” — вот произведения, в которых поэт наиболее ярко раскрывает свое творческое кредо: “Нам слово нужно для жизни”.
    “Необычайное приключение...” — не просто образец лирической шутки, но серьезное размышление о том, чем должен быть поэт, и не только в данную конкретную эпоху, но и во все времена. Поэзия и солнечный свет представляются герою явлениями одного плана, их задача — борьба с тьмой, с отжившим “хламом” эпохи. Стихи и лучи солнца уподобляются оружию, которое рушит враждебную свету стену мрака:

    Стена теней,
    ночей тюрьма
    под солнц двустволкой пала.

    В конце стихотворения Маяковский провозглашает лозунг свой и солнца:

    Светить всегда,
    светить везде,
    до дней последних донца,
    светить —
    и никаких гвоздей!
    Вот лозунг мой —
    и солнца!

    Стихотворение “Домой” еще раз подтверждает авторское отношение к поэзии как к оружию народа в борьбе за строительство новой жизни. Поэт должен чувствовать себя заводом, вырабатывающим человеческое счастье; к нему должны предъявляться те же требования, что и к прочим:

    Я хочу,
    чтоб в дебатах
    мне давая
    потел Госплан,
    задания на год.

    “Работа стихов” не менее важна, чем производство чугуна и стали, и поэтому автор считает, что труд поэта не отличается от работы в поле или у станка по степени своей нужности. Развитие этой мысли находим в стихотворении “Разговор с фининспектором”. В шутливо-иронической форме Маяковский убеждает читателя в том, что поэзия является общественным трудом и поэт — полноправный строитель социализма.
    Автор говорит о специфической сложности поэтического процесса, оспаривая позицию людей, подобных фининспектору, числящих поэта не нужным никому. Используя понятия, далекие от литературы, Маяковский заостряет свои мысли о поэзии, о ее месте в жизни общества. Он сравнивает стихи с динамитом, взрывающим города.
    Поэт у Маяковского одновременно и предводитель народа, и слуга его. Он должен быть впереди и оставаться в гуще народной. Для него невозможно существование вне народа. Поэзия, которая предстает как “и ласка, и лозунг, и штык, и кнут”,— эта поэзия является оружием пролетариата, остающаяся на века.
    Программным по отношению к данной теме можно назвать вступление к поэме “Во весь голос”. Лирический герой негодующе отзывается о тех, кто строчит романсы в страшное для страны время:

    Неважная честь,
    чтоб из этаких роз мои изваяния
    высились по скверам,
    где харкает туберкулез.

    В поэме стихи вновь сравниваются с оружием. Они должны предстать глазам потомков:

    Я к вам приду
    в коммунистическое далеко не так,
    как песенно-есененный провитязь.
     Мой стих дойдет
    через хребты веков и через головы
    поэтов и правительств.

    Маяковский считал, что поэзия нужна для того, чтобы бороться с “хламом” жизни и чтобы утверждать новую реальность, и она должна делать это в интересах рабочего класса. Маяковский — поэт огромного таланта, лирик и трибун — считал своим предназначением прежде всего служение своему “классу”. Ради этого он отрекается от личной жизни, становясь “на горло собственной песне”. Эти строки великолепно характеризуют его отношение к творчеству: куда оно должно быть направлено и с кем должен быть поэт:

    Я всю свою звонкую силу поэта
    тебе отдаю, атакующий класс.

К-во Просмотров: 1843
Найти или скачать «О месте поэта в рабочем строю»