Сочинение Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова
«Человек - часть природы, ее ребенок, рожденный и живущий по законам Вселенной…» Эта мысль стара, как мир. Художники всех эпох размышляли о связи человека и природы, учили этому, воспевали эту связь.
Своеобразна и чрезвычайно интересна «пейзажная» лирика М.Ю. Лермонтова. В его, сугубо субъективных и индивидуалистических стихотворениях, «природная тема» получила «свое звучание» – в аспекте «человек и природа».
Известно, что за свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах: он видел скромную и, на первый взгляд, непритязательную красоту средней полосы, любовался яркой экзотической природой Кавказа, наблюдал Север и Юг России. Однако навсегда запал в его сердце «родной пейзаж» - природа села Тарханы Пензенской губернии. В сознании поэта она тесным образом переплелась с воспоминаниями его детства, когда он был юн, свободен и даже счастлив («Как часто, пестрою толпою окружен»):
… памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей…
«Спящий пруд», дымящееся туманом село, темные аллеи, усыпанные желтыми листьями, – все это пробуждает в душе лирического героя Лермонтова щемящие воспоминания. Он думает о настоящей жизни, полной искренних эмоций, чистых чувств: «И странная тоска теснит уж грудь мою; Я думаю об ней, я плачу и люблю…» Грусть героя усиливает сознание того, что сам он далек от себя прежнего и не способен на возрождение.
А вот в стихотворении «Парус», одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ «паруса одинокого» отражены кардинально противоположные настроения. Здесь герой - мятежный «революционер», жаждущий перемен. Точно подобранные метафоры, описывающие движение паруса, раскрывают внутренний настрой поэта:
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит….
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Важно, что уже здесь проявился ведущий мотив всей лирики поэта – мотив одиночества. Именно он определяет своеобразие всего творчества Лермонтова, в том числе, и его пейзажной лирики.
Стихотворение «Тучи» продолжает и развивает тему одиночества лирического героя. Через образ «тучек» поэт передает состояние своей души, усилившееся перед ссылкой: «Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания».
В 1841 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создает «На севере диком стоит одиноко...». И оно выражает глубокое одиночество поэта. Возможно, в слиянии с природой Лермонтов искал какой-то опоры, поддержки и участия, которой у него никогда не было среди людей?
Это произведение - вольный перевод тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил его тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась у русского поэта в мотив безысходного одиночества: «одинокой сосне» снится, как на «утесе горючем прекрасная пальма растет».
О том же повествует и стихотворение «Утес», где герой ассоциируется со старым утесом:
… Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Наверное, лишь одно «пейзажное» стихотворение Лермонтова запечатлевает умиротворенный образ лирического героя. Это знаменитое «Когда волнуется желтеющая нива…». Здесь поэт любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая она есть:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка…
Во многом итоговым стало для поэта философское «Выхожу один я на дорогу». Картины природы в нем - находящейся в гармонии со всей Вселенной, спокойной и наполненной смыслом - помогают понять душевное состояние лирического героя, стремящегося к такой же гармонии.
Земля, дорога, туман, «кремнистый путь» выражают настоящую жизнь поэта, его одиночество и неопределенность, но он обращает свой взор и на небеса, где «торжественно и чудно». Эти строки выражают надежду Лермонтова на то, что когда-нибудь и его мятущаяся израненная душа успокоится и обретет свободу:
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы…
Пейзажи в лирике Лермонтова глубоко одухотворены. Лирический герой будто сливается с природой, олицетворяет себя с какой-то ее частью, которая, по мнению поэта, способна более зримо передать его чувства, переживания. Лермонтов находит в природе образы и ассоциации, соответствующие всем состояниям его героя – из «прошлой», «настоящей» или «будущей» жизни; позитивные и негативные. Он будто ищет в ней какой-то опоры, способной хотя бы частично унять боль одиночества, помочь обрести смысл, удержать поэта на этой земле. Однако, как мы понимаем, старания поэта и его героя напрасны - слишком велика рана в душе, слишком огромен разрыв между ним и людьми, между жизнью души и духа.