Сочинение Принцип гражданственности в поэзии Н. А. Некрасова

    Лирика Н. А. Некрасова - новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, взгляды человека новой социальной эпохи - представителя демократических кругов.
    Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.
    Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение “Поэт и гражданин”. В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта- служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание “ликующей толпы” к его трагической судьбе:

    ...Пора вставать! Ты знаешь сам,
    Какое время наступило;
    В ком чувство долга не остыло,
    Кто сердцем неподкупно прям,
    В ком дарованье, сила, меткость,
    Тому теперь не должно спать...

    Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные, но правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью:

    Иди в огонь за честь Отчизны,
    За убежденье, за любовь...
    Иди и гибни безупречно,
    Умрешь не даром: дело прочно,

    Когда под ним струится кровь-Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином, “высоком” назначении поэзии:

    ...С твоим талантом стыдно спать;
    Еще стыдней в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать...

    Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.
    Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных стихотворений - “Размышление у парадного подъезда”. Владельцу роскошных палат, считавшему “жизнью завидной волокитство, обжорство, игру”, поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию. Крестьяне в стихотворении забиты и покорны:

    И пошли они, солнцем палимы,
    Повторяя: “Суди его Бог!”,
    Разводя безнадежно руками,
    И, покуда я видеть их мог,
    С непокрытыми шли головами...

    Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчеркнуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:

    Ты проснешься ль, исполненный сил?

    Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки:

    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя.
    И музе я сказал: “Гляди!
    Сестра твоя родная!”

    Муза Некрасова — это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.
    Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека, любящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу.
    Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в формирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлиявшего на отмену крепостного права в России в 1861 году.
    Своей Музе, своему призванию защитника народа Некрасов не изменил до конца жизни.
    В стихотворении “Элегия”, написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет:

    Пускай нам говорит изменчивая мода,
    Что тема старая - “страдания народа”
    И что поэзия забыть ее должна, —
    Не верьте, юноши! не стареет она.

    Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его “бой” за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт остался верен до конца.

К-во Просмотров: 1391
Найти или скачать Принцип гражданственности в поэзии Н. А. Некрасова