Сочинение Революцией призванный (Дыхание революционной грозы в стихотворениях «Ангел-хранитель» А.Блока и «Рыцарь на час» Н.Некрасова)
На первый взгляд, «Ангел-хранитель» Александра Блока и «Рыцарь на час» Николая Некрасова – совершенно разные стихотворения. Сами поэты жили и творили в абсолютно разное время. Рожденное в 1862 году произведение «Рыцарь на час» - отпечаток того тяжелого для России времени, когда, уже после отмены жестокого крепостного права, в неокрепшем государстве слышались очередные крестьянские волнения. Блок написал свое стихотворение 17 августа 1906 года — то есть спустя месяц после вынужденного роспуска Первой думы, в следствии последнего крупного восстания в течении первой российской революции.
На самом деле, между разделенными во времени более чем на полвека стихотворениями, много общего. Это, во-первых, ощущение грозного дыхания непредсказуемой революционной стихии, а во-вторых, обращение к символическому женскому образу — жены у Блока и матери у Некрасова.
Небезызвестно, что Некрасов испытывал острые душевные переживания, связанные с событиями, следовавшими за «крестьянской реформой». Повсеместно возникающие бунты подавлялись властями с некой особой жестокостью, на что революционная демократия отвечала откровенным террором. Близкие Некрасову люди М. Михайлов и Н. Чернышевский арестованы. Одновременно приостановлено издание «Современника». Жестоко осуждены на ссылку Т. Шевченко и Ф. Достоевский.
В спровоцированном подобной обстановкой тоскливом состоянии души, и рождено стихотворение «Рыцарь на час». Бессонной лунной ночью поздней осени лирический герой пытается приглушить голос собственной совести, ведь в такую ночь, несомненно, «созерцанию должно отдаться». Сдавшись «во власть окружающей бодрой природы», он явно ощущает, как буйная «сила юности, мужество, страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь».
Встревоженный герой уверен, что даже если бы сейчас ему пришлось «на родную деревню взглянуть», то не проступила бы «в эту пору» ее «бедность нагая!». Ведь осень — урожайная пора, когда трудолюбивые крестьяне поработали на славу.
Мысли о родной деревне вызывают ностальгическое воспоминание. В фантазии лирического героя возникает призрак старой белой церкви на невысокой горке, что за селом, с ветхим одиноким крестом на стене. Перед мысленным взором его на колокольню поднимается старик-сторож, чтобы двенадцать раз ударить в колокол. И эти картины настолько живы и осязательные:
Что не верится мне в эту пору,
Чтоб не мог увидать я и той,
Чья душа здесь незримо витает,
Кто под этим крестом почивает...
Незабвенный почерк Некрасова в непременном обращении к образу матери — самому светлому и чистому воспоминанию в его жизни. Именно в нем воплощается образ горячо любимой Родины. Обращаясь к матери-России, лирический герой просит спасти его, возродив в нем «силу свободную, гордую», и дав необходимую волю к борьбе.
Беспощадным откровением завершается стихотворение «Рыцарь на час». Оказывается, долгожданные «пламя юности, мужество, страсть и великое чувство свободы» воспылали в душе лирического героя только в сновидении. Наяву же несчастный «проснулся ребенка слабей».
«Ангел-хранитель» Блока также отражает пережитые поэтом потрясения — в этот раз от краха первой русской революции. Впрочем, буря страстей здесь намного масштабнее и яростней, чем у Некрасова. Тогда как, в 1862 году великий русский поэт осознает, что мятежное «трудное время» застало представителей его поколения совсем «неготовыми к трудной борьбе», то Блок видит вовлеченной в водоворот трагических событий всю Россию. В его стихотворении чувствуется приближение неизбежного краха и наступление всеобщего хаоса. Поэт мечется в потоке противоречивых мыслей — «Воскреснем? Погибнем? Умрем?»
Николай Некрасов говорит в своем произведении от себя и своего поколения, тогда как Александр Блок глаголет от имени всей мыслящей небезразличной России. Он не строит догадок о том, что ждет их впереди, но знает, что это будет мгла. И даже, несмотря на это, он страстно клянется, что навеки останется со своей Родиной, которая «сестра, и невеста, и дочь».