Сочинение Россия Александра Блока
К числу вечных тем в поэзии относится и тема родины. Художники слова обращались к этой теме во все времена. Особое звучание обретает эта тема в творчестве Александра Блока. А.А.Блок жил на рубеже веков, поэтому он говорил о своих современниках и о себе: «Мы — дети страшных лет России». Поэт предчувствовал «невиданные мятежи» и «неслыханные перемены», что, безусловно, отражалось на его творчестве.
Тема России в ранней поэзии поэта еще не приобретала самостоятельности. Но, несмотря на это, все события духовной жизни А.А.Блока проходили на фоне русского пейзажа. В 1901 году поэт написал стихотворение «Видно дни золотые пришли...». Вот несколько строк из этого стихотворения:
Видно, дни золотые пришли,
Все деревья стоят как в сиянье.
Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем.
Героиня ранних стихов А.А.Блока напоминает сказочную царевну из русских сказок, которая живет в заколдованном тереме. А герой – это жених, князь, царевич. Очень часто в ранней поэзии Александра Блока встречаются образы русской литературы, иногда даже в их романтическом облике. В произведении А.А.Блока «Ночь на Новый год» встречается образ Светланы, которая является героиней баллады В. Жуковского. Ранние поэзии Александра Блока пронизаны мечтаниями. Образ России окутан этой замечательной мечтой.
Через мотивы фантастического страшного мира поэт шел к постижению родины подлинной, которая очень далека от чарующей сказки. Герой Блока попадает в этот чудный мир, когда поэт уходит от Прекрасной Дамы, выходит из заповедного сада своих ранних поэзий в ужасный мир природы, где зори и звезды сменяет мир пней, ржавых кочек, болот с лягушками и мхов. Эту чудную природу населяют диковинные существа: «больная русалка», чертенята, «весенние твари», косматые ведьмы и колдуны. Люди, которые обитают в этом мире, являются не менее страшными: это живые мертвецы, носители «пошлости всемирной», герои зловещего балагана. Цикл стихов «Пляски смерти» - это яркий пример такого мира. Самым известным стихотворением этого цикла является стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека...». Замкнутость жизни, полная безвыходность в этом стихотворении подчеркнута самой композицией. Страшным миром является мир вокруг поэта и, одновременно, мир в нем самом.
Самым известным произведением поэта является стихотворение «Незнакомка». Именно это стихотворение стало символом поэзии Александра Блока. Лирический герой в стихотворении «Незнакомка» принадлежит двум мирам: миру поэзии, мечты, где все окутано дымкой тайны, а сам поэт является хранителем этой тайны. В то же время, он совсем не отделяет себя от пошлого, низменного мира «испытанных остряков», мертвенной и бездушной природы, где даже луна на небе превращается в неподвижный и страшный диск. Именно поэтому стихотворение заканчивается тогда, когда лирический герой возвращается от мечты к реальности. Конечно же, А.А.Блок создал страшный мир, но этот мир – тоже Россия. Высшее мужество Блока состоит не в том, чтобы закрывать глаза на этот страшный мир и не видеть его, а в том, чтобы видеть его и принять таким, каким он есть на самом деле.
Свою ненависть-любовь А.Блок открыто выразил в произведении «Грешить бесстыдно, непробудно...» (1914). В этом стихотворении возникает безмерно отталкивающий и крайне отвратительный облик бездуховного человека, вся жизнь которого — это беспробудный сон духа. Покаяние этого человека лишь мгновенно. Он подает грошик в церкви, а затем обманывает своего ближнего на этот же грош. В произведении есть некоторые моменты, которые звучат как сатира. Герой А.А.Блока обретает символические черты. Финал стихотворения звучит очень неожиданно:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Стихотворение «Русь» (1906) – это стихотворение, в котором автор также непосредственно обращается к теме России. В этом стихотворении страна предстает как сказочная, заповедная. Ее пространство описано в этих строках:
Русь опоясана реками
И дебрями окружена
С болотами и журавлями
И смутным взором колдуна...
В этом произведении Россия является спящим заколдованным царством, а герой проникается ее тайной. Цикл стихов «Родина» (1916) стал итогом раздумий Александра Блока о судьбе своей родины. Эта тема драматическая и сложная. А.Блок обращается к самым разным ее аспектам. Поэт размышляет о Руси как о сказочной и заповедной стране, чьей хозяйкой является статная княжна с длинной косой (это традиционный облик русской девицы). Символ этой страны – это тихий дом, который был покинут героем ради битв и тревог.
Стихотворение «На железной дороге» также входит в цикл «Родина». Это стихотворение в чем-то перекликается со стихотворением Некрасова «Что ты жадно глядишь на дорогу...». Для русской поэзии в этом стихотворении традиционно то, что судьба страны здесь осмысливается через трагическую и горькую женскую судьбу.
Самым известным произведением этого цикла является стихотворение «Россия». В последних стихотворениях этого цикла показывается новая нота, которая связанна с резким изменением политических дел страны. Как раз в то время началась война (это был 1914 год), которая принесла много трагизма России. Наиболее ясно это ощущается в таких стихотворениях А.А.Блока: «Коршун», «Я не предал белое знамя...» и т.д. В произведениях из цикла «Родина» трагическая тема появилась еще задолго до войны. А.А.Блока всегда волновала судьба его родной страны и народа. Стихотворения, написанные до войны, входят в небольшой цикл «На поле Куликовом».
Эти стихотворения были написаны Блоком в 1908 году. Он посвятил их важному событию русской истории – Куликовской битве. Она имела не столько политическое, военное значение, сколько духовное. Поэт был уверен в том, что скоро для России настанут нелегкие времена. Именно поэтому он обращается к этому важному событию. Цикл «На поле Куликовом» состоит из нескольких стихотворений. Вот первое из них:
Река раскинулась.
Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя!
До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь.
Домчимся.
Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой!
Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца!
Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови!
Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет!
Степная кобылица
Несется вскачь!
Это стихотворение посвящается осмыслению исторической и очень трагической судьбы России. Ее символом становится степная кобылица, которая стремительно мчится. Возникает осмысление единства жизни природы и жизни людей, которое вполне традиционно для поэзии. Даже явления природы в этом стихотворении окрашены в кровавый цвет («Закат в крови!»).
В других произведениях, которые входят в цикл «Родина», также встречается этот мотив. Ярким примером такого стихотворения является «В закатной дали были дымные тучи в крови». «Река раскинулась...» - это стихотворение, в котором объект поэтической речи меняется несколько раз. Это стихотворение начинается из описания русского пейзажа: грустного и скудного. Затем автор обращается к России. Многим читателям это обращение кажется шокирующим, ведь Александр Блок называл свою родину «Русь моя! Жена моя!».
Новый объект обращения возникает в финале этого стихотворения. Здесь Блок говорит: «Плачь, сердце, плачь...» В этом произведении Александр Блок употребляет авторское «мы», поскольку он размышляет о нелегких судьбах людей. И темп поэтической речи, и интонационный строй полностью соответствует теме стихотворения. Сначала поэтическая речь замедленная и очень спокойная, а затем темп потихоньку нарастает. Восклицательные интонации также постепенно нарастают. Поэтическая речь является весьма взволнованной. Стихотворный строй текста создает это ощущение. Написано это произведение разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность.
Произведение Александра Блока о родной стране было написано в те годы, когда Россия действительно приближалась к катастрофе. Но сегодня это стихотворение звучит удивительно современно. Более того, это стихотворение является лучшим образцом всевидящей и мужественной преданности Отечеству.