Сочинение Сочинение на тему: ОБРАЗ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
В романе Л. Толстого «Война и мир» действует более пятисот героев. И одним из самых колоритных и запоминающихся персонажей произведения является старый князь Болконский. Л. Толстой говорит о нем: «Генерал-аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе прусский король, с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой. И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно». О мировоззрении своего героя писатель пишет: «Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Для развития главных добродетелей в своей дочери, княжне Марье, старый князь Болконский сам «давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях».
Сам князь презирал праздный образ жизни, а потому «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».
Старый князь Болконский — расчетливый хозяин. Все дела он «делал обдуманно, неторопливо и в высочайшей степени аккуратно, хотя он сам никогда не доходил до подробностей и непосредственно не наблюдал ни за чем. Все делалось из кабинета через управляющего, архитектора и т. п.»
Ярким примером распорядительности типичного крепостника является факт, который подается писателем как будто мимоходом: одна из принадлежащих старому князю Болконскому деревень в двести душ была «отряжена на подвоз камня и битья кирпича, и работы эти продолжались восемнадцать лет».
В своей повседневной жизни и деятельности старый князь придерживается «стройного распорядка», который «ничто не могло нарушить». «В точно назначенное время старый камердинер князя — Тихон — пустил князя Андрея в кабинет отца». Ни минутой раньше! И это несмотря на то, что в тот день князь Андрей уезжал в действующую армию.
В подобных сценах старый князь предстает перед нами черствым, взбалмошным и почти жестоким стариком. Он кажется чересчур строгим и суровым не только по отношению к своим детям, но и к окружающим. Однако Л. Толстой делает по этому поводу следующую оговорку: «С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек». Просто старый князь Болконский придерживался того мнения, что «главное условие для деятельности есть порядок», а потому этот «порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности». Старый кадровый военный, он не знал иных принципов взаимоотношений, кроме как построенных на грозных командирских окриках и постоянных взбучках подчиненным. Отголосок прошлой армейской службы с ее строгим распорядком заметен также в том, что выходы старого князя «к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту».
Строгость, требование «стройного распорядка», доведенного «до последней степени точности», отступают как бы на второй план после того, как старого князя Болконского назначают главнокомандующим по ополчению. Определяющими в его жизни становятся бескорыстный патриотизм и беззаветное служение родине. Старый князь, «несмотря на старческую слабость... не счел себя вправе отказаться от должности, в которую был определен самим государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его».
Еще более преображенным становится старый князь Болконский после получения тревожного известия о вторжении в пределы России французской армии. Мы видим, насколько сильны в нем чувства долга и воинской чести. Узнав, что французы вступили в Смоленск, он наотрез отказывается покинуть родовое имение и даже пытается вооружить своих слуг и крестьян, чтобы встретить врага по-русски. Но судьба распоряжается иначе, и старый князь Болконский, разбитый параличом, умирает на руках своей дочери княжны Марьи. Его смерть накануне Бородинской битвы как бы символизирует отмирание старой России с ее старыми порядками. На них должны возникнуть новые отношения обновленной России, которая будет принадлежать молодым силам.