Сочинение Современная российская рок–поэзия
Говоря о российской рок–поэзии, следует отметить ее востребованность современными людьми. Действительно, сейчас поклонников русского рока, рок-поэзии огромное количество. Что же способствует такой ее популярности?
Думаю, в первую очередь, это связано с тем, что авторы в своих песнях обращаются к самым насущным и актуальным проблемам времени. Тема любви, ненависти, одиночества, добра и зла, власти – вот основной перечень вопросов, волнующих рок-поэтов. Казалось бы, подобный круг проблем волновал литературу на протяжении многих веков, однако рок–поэзия дает свою оценку, во многом отличную от других. Для данного вида искусства свойственно, в первую очередь, детальность, и символизм:
Радиола стоит на столе,
Я смотрю на тень на стене,
Тень ко мне повернулась спиной,
Тень уже не танцует со мной.
В. Бутусов. «Эта музыка будет вечной».
Конечно же, рок–поэзия не может пройти мимо темы любви, которая является центральной в искусстве вообще. Однако в роке восприятие другого человека основывается на символах и на ирреальных образах. Так, например, в песне «Кто еще» Бутусов вводит образ тени, которая является продолжением человека:
Если ты хочешь любить меня, полюби и мою тень,
Открой для нее свою дверь, впусти ее в дом,
Тонкая, длинная, черная тварь прилипла к моим ногам,
Она ненавидит свет, но без света ее нет.
Но чаще всего любовь – это страдание. Невозможность любви в большой степени проявляется в творчестве Ю. Шевчука:
Вот она куда-то идет, вот он я, смотрю на нее
Здесь я не знаю, что петь, и я не знаю, чем быть,
Я научился не спать, но разучился любить.
Я вроде что-то забыл, ты, конечно, права.
Важно заметить, что при образной сложности и большой противоречивости чувств, рок-тексты отличаются ритмической простотой и использованием большого количества изобразительно–выразительных средств. Мне кажется, что чаще всего используются сложные метафоры:
От разбитой любви на окне
Замерзнут хрустальные вены.
Ты глядишь, как весна на волне,
Как Шекспирова смерть от измены.
Ю.Шевчук. «Ночь Людмила».
Очень часто тексты рок-песен имеют глубокий философский смысл, который очень сложно понять сразу, после первого прослушивания или прочтения:
Мы все потеряли что-то
На этой безумной войне.
Кстати, где твои крылья,
Которые так нравились мне?
На мой взгляд, В. Бутусов в этих строках говорит о том, что из-за обыденности и, в то же время, сложности человеческого существования люди перестают быть искренними. Приземленность – вот основное качество современного человека.
Важно отметить, что образность и детальность свойственна и для творчества В. Цоя:
Каждой звезде – свой неба кусок,
Каждому морю – дождя глоток,
Каждому яблоку – место упасть,
Каждому вору – возможность украсть.
Каждой собаке – палку и кость
И каждому волку – зубы и злость.
На мой взгляд, современную рок–поэзию все же отличает использование простой лексики. Я бы даже сказала, что слова в рок-песнях не выдержаны в одном стиле:
Одинокая птица, ты летишь высоко
В антрацитовом небе безумных ночей,
Повергая в смятение бродяг и собак
Красотой и размахом крылатых плечей.
В. Бутусов. «Одинокая птица».
Хотя я все же склонна считать, что подобное смешение стилей в наши дни свойственно не только рок–поэзии, но всей литературе. В этом проявляются особенности жизни современного общества.
Рядом с темой любви в рок-поэзии всегда стоит тема одиночества:
Две мечты и печали.
Стакан мы, воскреснув, допили до дна.
Я не знаю, зачем тебе дом, правит мною дорога – луна.
И не плачь, если можешь, прости.
Жизнь – не сахар, а смерть нам не чай.
Мы свою дорогу нести. До свидания, друг, и прощай!
Ю. Шевчук.
Таким образом, творчество рок–поэтов, по моему мнению, во многом отвечает потребностям современного российского общества. Хотя, без сомнения, она отдалена от массовой культуры, и у нее свой читатель и слушатель.