Сочинение Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Метаморфозы» (восприятие, истолкование, оценка)
Н.А. Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Он создал удивительные, психологически тонкие сюжетные зарисовки («Жена», «Неудачник», «В кино», «Некрасивая девочка», «Старая актриса»...). Его перу принадлежат и наблюдения над тем, как душа и судьба отражаются во внешности человека («О красоте человеческих лиц», «Портрет»). Большое значение для поэта имела также красота природы, ее воздействие на внутренний мир человека.
Стихотворение «Метаморфозы» написано Заболоцким в 1937-м году. Это было время социалистического устроения общества, первых пятилеток. Россия изменилась, изменились и требования к творчеству. В начале 30-х годов состоялся Общероссийский съезд писателей, на котором перед литературой были поставлены новые задачи: отображать социалистическую действительность и выводить на сцену нового героя – коммуниста. Многие писатели последовали этим рекомендациям. Другие же, те, кто продолжал творить сердцем, не оставляли вечных тем любви, дружбы…
В ряду таких писателей находился и Н. А. Заболоцкий. Его стихотворение – это размышление не над происходящими в стране процессами, а наблюдение над личностью человека, жизнью его души. Самая главная идея произведения – изменчивость мира, а следовательно, и человека. Отсюда и название произведения.
Стихотворение «Метаморфозы» по жанру представляет собой размышление. Тематически его можно отнести к теме поэта и поэзии. Написано стихотворение разностопным ямбом с множеством пиррихиев, что создаёт особую мелодику стиха.
Уже в первой строке произведения выражена, на мой взгляд, основная тема и идея стихотворения. Она сразу даёт понимание особого состояния восторженности лирического героя. Графически это подтверждается восклицательными знаками: «Как мир меняется! И как я сам меняюсь!».
Далее поэт поясняет, каким образом происходит это изменение:
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много…
Сразу следует отметить прерывистое синтаксическое оформление строк. Стих не заканчивает предложение, мысль переходит на другую строчку, что придаёт всему стихотворению разговорный оттенок.
Далее лирический герой поясняет процесс метаморфоз (превращений), происходящих с ним:
Я – живой.
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
Что значит «умирал»? Автор, скорее всего, имеет в виду отказ лирического героя от прошлых идеалов, стремлений и убеждений. Особенно этому способствовало время, в которое жил поэт. Эпоха начала 20 века принесла немало волнующих перемен.
В этот момент лирический герой как бы смотрит на себя со стороны. Он понимает, что раньше не видел всех этих «мёртвых тел». Разум героя не может этого постигнуть:
И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня…
Мой бедный прах, когда-то так любимый.
Те же самые процессы умирания и воскрешения происходят и с окружающим миром, с природой. Эта изменчивость является показателем жизни, так как только смерть неизменна:
А я все жив! Все чище и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой…
Для характеристики жизни, мира «во всей его живой архитектуре» автор вводит символический образ – орган. Тем самым подчеркивается мысль, озвученная Заболоцким немного раньше: «Звено в звено и форма в форму».
Орган действительно инструмент очень сложный и прихотливый. Даже сквозняки могут испортить его непоправимо. Но внешне этот музыкальный инструмент выглядит достаточно внушительно. К тому же, если научиться им «управлять», орган может подарить ни с чем не сравнимые звуки. Так и жизнь – хрупкая и неистребимая одновременно:
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
А отжившие свой век «тела», по мнению лирического героя, не уходят в небытие, они обретают бессмертие. И делает их таковыми творчество. Так, поэт, к примеру, имеет способность «замораживать» время своими стихами:
Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком.
Таким образом, мысль замыкается, и читатель понимает, что хотел сказать автор. А именно - всё изменчиво и всё вечно:
Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!