Сочинение Своеобразие композиции поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах»
Среди всего, созданного Маяковским за пять лет его дооктябрьского поэтического пути, особое место принадлежит поэме «Облако в штанах», написанной в 1914-1915 годах. Каждое слово произведения – дерзкий вызов действительности, ниспровержение социальных, моральных и эстетических основ буржуазного строя и призыв к революции. В автобиографии Маяковский писал: «Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над «Облаком в штанах».
Широко известны слова поэта из предисловия ко второму изданию поэмы, где он следующим образом определил идейное содержание произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию». Это четыре крика четырех частей. Здесь важно все – и то, что это «крики», и выделение Маяковским местоимений «вашу», «ваше», «ваш», подчеркивающих антибуржуазную направленность «криков», и, наконец, само слово «долой», свидетельствующее о том, что крик страдания перерастает в «Облако в штанах» в крик протеста.
Поэма ставит вопрос о борьбе с обществом, которое обрекает человека на страдания. При этом под обстрел попадают четыре важнейшие основы буржуазного общества – его мораль, искусство, строй, идеология.
Четыре части поэмы, обозначившие ее четыре основные темы, взаимосвязаны друг с другом, вытекают одна из другой. Трагедия неразделенной любви становится исходным «криком», порождающим протест против искусства, строя, религии буржуазного мира. В первой части поэмы Маяковский показал необычайные по силе выразительности страдания человека, вызванные чувством неразделенной любви. Тот факт, что произведение начинается с любовной ситуации, подтверждает принципиальную важность для поэта темы любви в целом, которая является здесь центральной.
Как же развиваются события в поэме, композиционно разделенные на четыре части?
Лирическое начало поэмы как будто повествует о личных переживаниях лирического героя:
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
Было в Одессе.
«Приду в четыре», - сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Трагически напряженные слова говорят о страдании, муке обманутой любви. Но беда героя не в безответности чувства. Любимая говорит не об отсутствии любви, а ставит героя перед фактом своего замужества:
Вошла ты,
Резкая, как «Нате!»,
Муча перчатки замш,
Сказала:
«Знаете –
я выхожу замуж».
Любимую украло буржуазное общество, где не может быть настоящей любви. Потому-то поэт и негодует не на нее, а на весь буржуазно-мещанский уклад:
Эй!
Господа!
Любители святотатств,
Преступлений,
Воен,-
А самое страшное
Видели –
Лицо мое,
Когда
Я
Абсолютно спокоен?
Угроза, звучащая в этих словах, превращается в неизмеримый пожар души. Уже в этой части появляется прямое отождествление лирического «я» с обобщенным «мы» тех «потненьких и голодненьких», певцом которых чувствует себя поэт. Это «мы» могуче и неодолимо:
Мы сами творцы в горящем гимне –
Шуме фабрики и лаборатории.
Мы чище венецианского лазорья,
Морями и солнцами омытого сразу!
Поэт чувствует себя предвестником революции, на которую поднимается хозяин жизни – рабочий человек:
В терновом венце революций
Грядет шестнадцатый год.
Вам я
Душу вытащу,
Растопчу,
Чтоб большая! –
И окровавленную дам, как знамя.
Во второй части поэмы четко определена роль поэзии в грядущих революционных битвах. Если революционных поэт – «предтеча» революции, дающий язык «безъязыковой улице», то буржуазные поэты, «рифмами пиликая, выкипячивают из любвей и соловьев какое-то варево», создают искусство, чуждое творцам жизни – народным массам. Этот мотив служения поэзии интересам народа, прозвучавший в «программной вещи» Маяковского, ставит его в ряд великих талантов прошлого. Творчество поэта противостоит опытам футуристов, с которыми его свела судьба.
В двух последних частях поэмы Маяковский выступает как бунтарь против всего буржуазного строя, его религии, обличает их как первопричину всех человеческих бед и несчастий. Вызовом устоявшемуся укладу жизни звучат заключительные слова поэмы, обращенные к богу:
Я думал – ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
…..
Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
Богоборческая тема, тесно связанная с обличением буржуазного строя и призывом к революции, определила первоначальное название поэмы - «Тринадцатый апостол».
Таким образом, мы видим, как композиционно по-новому и необычно решаются Маяковским социальные вопросы времени, выражается трагическое мироощущение лирического героя, его непримиримый протест против буржуазной действительности.