Сочинение Своеобразие ранней лирики Маяковского

    Я — поэт.
    Этим и интересен.
    В. Маяковский

    В 1912 году в альманахе футуристов “Пощечина общественному вкусу” были опубликованы стихотворения В. Маяковского “Ночь” и “Утро”. Так в начале века заявил о себе молодой и самобытный поэт — поэт, которому суждено было стать одним из самых известных в мире. Поэт, судьба которого будет тесно переплетена с историей молодого советского государства. Поэт, чье творчество оказало огромное влияние на развитие отечественной поэзии. Поэт, чья посмертная слава сравнима, пожалуй, только со славой Пушкина. Поэт, чьи стихи переоценивались критикой и читателями не раз и не два. Поэт, творчество которого до сих пор вызывает самые разнообразные споры.
    Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался в русскую поэзию начала XX века — поэзию, где по праву блистали такие светила, как Блок, Ахматова, Гумилев, Брюсов. Его стихи разительно отличались от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Его расцвет, по словам Ахматовой, был бурным: отрицая классическую форму, поэт предлагал новое, революционное искусство. Многое в его раннем творчестве связано с таким понятием, как футуризм. Но при этом поэтические средства и идеи были гораздо шире футуристического понимания. Своеобразие ранней лирики Маяковского обусловлено прежде всего его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями.
    Едва ли не основной темой этого периода становится тема трагического одиночества поэта:

    Я одинок,
     как последний глаз у
    идущего к слепым человека.

    Причина этого в том, что вокруг — нет людей. Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая “устрицей из раковины вещей”. Люди исчезли, и потому герой готов целовать “умную морду трамвая” — чтобы забыть окружающих:

    Ненужных, как насморк,
     и трезвых, как нарзан.

    Герой одинок, он, возможно, один в этом мире. Наверное, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений: “Себе любимому посвящает эти строки автор”, “Я”, “Владимир Маяковский”. Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя:

    Мир огромив мощью голоса,
    Иду — красивый,
    Двадцатидвухлетний.

    Он обращается к людям будущего:

    “Славьте меня!” —
    Вам завещаю я сад фруктовый
    своей великой души.

    В этом подчеркнутом эгоцентризме — свойственная поэзии Маяковского склонность к общественному эпатажу. Например, общеизвестное, скандальное:

    Я люблю смотреть,
     как умирают дети.

    Что стоит за подобного рода действиями? Категорическое неприятие автором буржуазной культуры, юношеский нигилизм и, возможно, душевная ранимость самого поэта. За своим амплуа хулигана Маяковский скрывал тонкую, ищущую любви душу, защищая ее от тех, кто грубее, жестче, нахальнее.
    Уже в ранних стихах он предстает обреченным гореть на несгораемом костре немыслимой любви. Предчувствие любви, ее ожидание — вот что напоминают Монологи героя. Его душа ищет любви, и потому он пишет:

    Где любимую найти мне,
     такую, как и я?

    Поэт мучительно переживает свое одиночество, для него груз “нерастраченных весен” просто “несносен”.
    Любимая женщина, появившись однажды, навсегда наполняет смыслом существование героя. Но его счастье — мучительное и недолговечное: разлуки и измены суть постоянные спутники любви; однако, несмотря на это, герой находит в себе силы сказать:

    Дай хоть
    последней неясностью выстелить
    твой уходящий шаг.

    Существенно, что в ранней поэзии Маяковского практически отсутствуют пейзажи. В автобиографии поэт так объясняет свое отношение к природе: “После электричества совершенно бросил интересоваться природой”. Ее место в творчестве прочно занимает городской пейзаж, автомобили, улицы. Часто подобного рода описания нарочно натуралистичны. Маяковский показывает всю суть вещей, их внутренность:

    Улица провалилась, как нос сифилитика.
    Река — сладострастье, растекшееся
    в слюни.
    Отбросив белье до последнего листика,
     сады похабно развалились в июне.

    Окружающий мир вызывает у него резкое неприятие, протест. Его апофеозом можно считать поэму “Облако в штанах”. Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо объект действительности. По масштабу, по глубине художественного обобщения, по диапазону поэтических средств эта поэма является, на мой взгляд, одним из лучших произведений Маяковского.
    Ранняя поэзия Маяковского посвящена поиску новых форм, метафор, образов. Например, стихотворение:

    Я сразу смазал карту будня,
    плеснувши краску из стакана;
    Я показан на блюде студня
    косые скулы океана.
    На чешуе жестяной рыбы
    прочел я зовы новых губ.
    А вы
    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?

    Маяковский обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека, который не может быть понятен всем. Но его поэзия занимает и будет занимать одно из первых мест среди русской литературы XX века.

К-во Просмотров: 2265
Найти или скачать Своеобразие ранней лирики Маяковского