Сочинение Тема денег в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Большой вклад произведений А.Н. Островского неоспорим, и это касается не одной русской литературы, но и развития русского театра. Многие писатели, драматурги восхищались его творчеством и умением описывать эпоху той жизни, в которой переплелись противоречивые характеры героев. Именно А.Н. Островский был назван автором, который превознес национальную культуру. Он был автором, которым гордились и которого очень любили как истинно русского писателя-драматурга.
Он прославился в эпоху развития промышленности, когда начинали складываться новые социально-экономические отношения. Этот факт и стал основой сюжетов его произведений, в которые были вплетены трагизм и комизм человеческих отношений.
А.Н. Островскому выпала честь описать солидный временной отрезок , где человек непрерывно сталкивается с выбором между добром и злом. В ту эпоху добром выступали человеческие отношения, которые не были зашорены властью денег, в которых ценились, в первую очередь человеческие качества, которые не позволяли унижать, лукавить и хитрить во благо собственной выгоды. Злом же в данной пьесе выступают экономические отношения, в которых власть получают только при наличии финансового капитала. Именно его наличие или отсутствие и определяло положение человека в обществе. А.Н. Островский показал, как пылкие сердца героев испытывают нечеловеческие терзания между моральными устоями и алчными законами действительности. Многие авторы пытались отобразить проблему материального неравенства и противоречивое отношение к нему. У некоторых получались нейтральные образы, которые любили деньги и пытались приумножить их количество. Некоторые показывали, что деньги не имеют в жизни людей решающей роли, так как не служат их обогащению. Но именно А.Н. Островскому это удалось просто блестяще. У него тема денег является решающей, которая определяет судьбы людей, изменяя их души.
В драме «Гроза» четко показана трагедия человеческих судеб, как они остаются у «разбитого корыта», поскольку не могут расстаться с деньгами. Возьмем к примеру, образ Дикого, которому тяжка сама мысль о потере хотя бы копейки. В этом раскрыта жадность героя. Его племянник, Борис не женится на чистой и горячей любви Катерины, потому как потеряет возможность получить наследство. Да и сами родители Катерины показаны очень ярко, которые не хотели выдавать ее замуж за Тихона Кабанова, только лишь потому, что тот во всем слушался свою «маменьку», так как зависел от ее денег.
В «Бесприданнице» же все отношения определены и крутятся вокруг денег. Начиная с бедной вдовы, матери Ларисы, которая всегда считает каждую копейку и за нее отчитывает кухарку. В этом произведении четко видна линия, что именно деньги, состояние или капитал играют решающую роль в судьбах главных героев. Именно деньги искаверкали судьбы, заставляя совершать не совсем хорошие поступки. Да и отсутствие денег иногда толкает героев на опрометчивые шаги. Возьмем Кнурова, солидный человек с огромным капиталом, а поговорить не с кем. Тогда он решает подкупить Ларису. Вожеватов, приходясь Ларисе другом детства, отказывает ей в помощи, поскольку дал кому-то свое «купеческое слово», что навсегда определило отношение Ларисы к этому человеку. Паратов поражает своей готовностью поплатиться свободой в пользу денежного состояния, хотя искренне любит и ценит настоящие чувства. Трагизм этих судеб предрешен с самого начала, хотя они в произведении играют роль людей, которые имеют власть не только над капиталом, но и над людьми. На самом деле – это не единственные трагические роли, которые решают судьбу Ларисы.
Значительную нагрузку несет и образ Карандышева, мелкого начальника почтового отделения. С первого взгляда нам импонирует его желание спасти Ларису от подлости и жестокости мира. Но впоследствии поступает не совсем честно, чем и подталкивает ее к неприглядным поступкам, что провоцирует ее в обществе, которое с удовольствием предаст моральному суду.
Лариса же была с ним честна с самого начала. Она сказала, что не любит его, но, не смотря на это, она приложит максимум усилий, чтоб стать ему хорошей женой. При этом просит только одного – чтоб он увез ее поскорей туда, где они смогли бы жить спокойно, вдалеке от городской суеты. Но Карандышев, будучи человеком мелочным и тщеславным решает свадьбу играть в городе, чтоб всем показать, кто его невеста. Карандышев, который терпел столько лет унижения и насмешки, вдруг получает шанс хоть не на много, но приподняться к «сильным и властным». Собирая обед в честь Ларисы, он приглашает самых богатых людей и нарочито преподносит все достоинства своей невесты, чем хочет не только ущемить их самолюбие, но и показать некоторое превосходство в этом. Перед созывом на обед, Карандышев слезно упрашивал Ларису, чтоб она показала ну хоть чуть-чуть, что она его любит. Ему очень хотелось, чтобы все думали о свободном выборе Ларисы. В тот момент он совсем не переживал по поводу чувств Ларисы, он переживал о себе и своем положении, что говорит о нарочитой черствости и жестокости человека, который постоянно терпел унижения со стороны общества. Женитьбой на Ларисе он пусть немножко, но приблизился к своей цели – получил власть над человеком - Ларисой. Хотя образ карандышева стоит у жалости вперемешку с уважением. Ведь это он с «хороших побуждений» рассказал замысел Кнурова и Вожеватого по поводу ее, которые собирались позабавиться с нею как с куклой.
Лариса, гонимая своими терзаниями, прибегает к пропасти, но так и не смогла прыгнуть, так как не хватило элементарной смелости и решительности. Решила жить как угодно, но жить. Хотя ни жизнь своей матери, ни жизнь Кнурова и Паратова ее не прельщают. Ей сложно было бы жить и в одном мире, и в другом. И тут ей на помощь приходит Карандышев, который ослепленный местью и злостью, безжалостно убивает Ларису одним выстрелом. Лариса же воспринимает этот поступок Карандышева как освобождение, скорее всего, от терзаний совести.
Трагедия этой драмы состоит именно в том, что власть денег и огромное желание ими владеть предрешают судьбы людей, точнее, под их властью люди вершат самые гнусные дела. Бедная девушка Лариса просто оказалась не нужной со всем своим богатым духовным миром в условиях жестокой и аморальной действительности жизни. В то время, чтоб приспособиться к условиям существования, необходимо было иметь твердость характера, силу противостояния, ощущение превосходства и «волчью хватку». Чтоб занять позицию и в ней утвердиться, необходимо было путем холодного расчета и вечного поиска возможности, ухватить свой кусок «финансового пирога». Чего напрочь была лишена Лариса. Ее все понимали, особенно «кавалеры», но поменять что-либо или изменить своим принципам не могли, иначе могла пострадать репутация, которая закрепилась в обществе. Да и сдавать свои позиции никто не хотел, поскольку «управлять» людьми нравилось. Они усвоили правило – лучше подчинить эмоции, чем всю жизнь подчиняться им.
Трагедия Ларисы заключается в бессилии изменить отношение окружающих к себе. Мать, «женихи» и даже «друг детства» рассматривают ее как предмет выгодного торга. Мать надеется выгодно отдать замуж, женихи пытались получить свою лепту удовольствия, а «друг» успел разыграть ее с «равными» себе друзьями, а потенциальный жених решил использовать Ларису как приманку для богатых. Карандышев, того не понимая, сам «бросил» ее в «лапы хищникам» и сам же ее оттуда «вырвал», прекращая тем самым ее терзания морали и совести.
Удивительное время описано в пьесе «Бесприданница», но более интересно описаны человеческие судьбы. А.Н. Островский, наверное, хотел предупредить человечество и предотвратить тем самым моральное «падение» общества, но финансовая машина уже была запущена. Она без жалости и сожаления играла «слабыми» и испепеляла души «сильных», лишая их возможности оставаться честными и благородными людьми.