Сочинение Урок на тему Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
ЦЕЛИ УРОКА:
L помочь учащимся осмыслить образы Кутузова и Наполеона с точки зрения исторической и нравственной, общечеловеческой;
L методом сопоставительного анализа выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю;
L научить сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков;
L развивать навыки выразительного чтения.
Учитель: На слайдах вашему вниманию были представлены портреты героев войны 1812 года, эти портреты выставлены в «Военной галерее Эрмитажа» и принадлежат художнику Д. Доу. Какую связь услышанное и увиденное вами имеет с прошлым уроком и как может быть связано с нашим сегодняшним уроком?
Ученики: Изучаем части и главы романа «Война и мир, которые связаны с великой эпохой - Отечественной войной 1812 года.
- Говорили о главной решающей силе в этой войне, в истории – о народе (патриотизме, мужестве, смелости).
- Но всегда должны быть великие люди, Выдающиеся личности, которые должны брать на себя в ответственный момент принятие решения, от этого может зависеть судьба и других людей, и государства.
Учитель: Вы произнесли замечательное слово – личность, она должна быть выдающейся, великой.
А что такое личность с точки зрения обществознания? Какими чертами должна обладать личность, чтобы являться выдающейся?
Вы можете вспомнить их по В. О.Ключевскому, а можете дать самостоятельно, для меня более ценными будут ваши собственные мысли.
Учитель: Какой может быть оценка исторической личности?
Ученик: Отрицательной, положительной, многозначной.
Учитель: А какие критерии для вас в этой оценке главные. Вы можете вспомнить их по В. О.Ключевскому, а можете дать самостоятельно, для меня более ценными будут ваши собственные мысли.
УЧеники: - Слава, карьера,
Продвижение по службе во благо государства,
Совестливость
Беззаветное мужество.
Способность проявлять самостоятельность мысли,
Способность нести ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность.
КЛАСТЕР
Учитель: Большинство сказало слава, карьера. Предлагаю вашему вниманию краткий биографический комментарии двух исторических деятелей.
Кто ближе вам по данным характеристикам? Поднимите карточку того цвета.
Синий - красный -
Все ли вы узнали деятелей, полководцев? Добавляю сведения о цвете.
Синий – КУТУЗОВ, красный – Наполеон.
Это мнение с точки зрения истории, и ваш собственный выбор.
Присутствуют ли эти выдающиеся личность на страницах романа?
Помогите сформулировать тему урока.
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Исходя из темы урока, что мы должны будем обязательно сделать
L методом сопоставительного анализа выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю;
А зачем?
- Я, кто Я сегодня, по той ли дороге я иду?
L В ходе исследовательской работы над страницами романа мы должны будем научить сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков;
Проникнуться чувствами и переживаниями героя, сопоставить их поступки со своими и ответить на этот вопрос: Где Я, кто Я в этом мире?
А также посмотреть, что для Л. Н. Толстого важно в оценке выдающейся личности и изменится ли ваше мнение в конце урока.
L Для этого нужно осмыслить образы Кутузова и Наполеона с точки зрения исторической и нравственной, общечеловеческой;
Помощником будет рабочий лист.
Учитель: Если у нас два героя, какой метод будем использовать?
Ученики: метод сопоставительного анализа.
Учитель: Вспомните, при изучении каких произведений вы его уже применяли?
Ученики: Обломов и Штольц, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына, Татьяна и Ольга Ильинская.
Учитель: По каким критериям, с чего начнем?
ВНЕШНОСТЬ
Именно поэтому Наполеону противопоставляется истинно народный полководец Кутузов.
Кутузов
Наполеон
1.Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства.
1.Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, "ничтожнейшее орудие истории", "человек с помраченной совестью".
2.Полное подчинение интересам России и народа:
· искренность и правдивость;
· проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска;
· скромность и простота;
· близость к простым людям, знание и понимание их чувств;
· гуманное отношение к побежденным;
2.Законченное проявление культа личности, мания величия:
· самовлюбленность, высокомерие, тщеславие;
· равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм;
· лицемерие, фальшь, позерство;
· война - игра, а люди - пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать;
· жестокость и вероломство Наполеона и его армии.
3.Верность долгу и армии.
3.Предательство по отношению к своей армии.
4."Простота, доброта и правда" во внешнем облике Кутузова
4.Сатирические краски при описании портрета Наполеона.
Вывод по таблице: Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа-эпопеи: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается командующий армией грабителей, мародеров и убийц.
Учитель: Народ в понимании Толстого – решающая сила истории. Поэтому главным критерием нужности или ненужности человека в войне 1812 года является отношение к народу. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории. Но говорить о полном отрицании нельзя: он, отрицая произвол личности, нежелание считаться с волей народа, отрицал личность, ставящую себя над народом. Если же действия личности исторически обусловлены, то она играет определенную роль в развитии исторических событий. Толстой в “Войне и мире” меньше, чем в других художественных произведениях и дневниках, спорит с самим собой, но он взвешивает возможности жизни, напряженно ищет пути к единению людей, к человеческому счастью.
Какой композиционный прием использует автор? Почему?
- Антитеза. У этих людей нет истинной тревоги о судьбе родины, народа, их мнимый патриотизм ограничен запретом говорить по-французски, отказом посещать французский театр.
Наблюдение над текстом. Постановка проблемы
(том 3, часть 2, главы XXIX, XXXIV, XXXV).
- Обратимся к изображению исторических личностей, в оценке деятельности которых писатель применяет главный критерий – нравственный. Кутузов и Наполеон – нравственные полюса романа. Опираясь на понятия, данные в таблице, текст романа, выявите авторское отношение к указанным историческим личностям.
Кутузов
Наполеон
Идея
Идея мира
Идея войны
Отношение к людям
Демократичность, доброта, справедливость
Властолюбие, стремление подчинить себе людей
Внешность
Непритязательная
Непривлекательная
Манера поведения
Естественность и простота
Позёрство
Отношение к битве
“Сражение”
“Игра”
Руководство сражением
Управляет “духом войска”
Считает себя великим стратегом
Я - реализация
Единение со всем народом
Эгоизм
Мотив деятельности
Защитник Отечества
Завоеватель
- Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова: у Толстого “Кутузов – великий полководец потому, что он великий человек”.
- Объяснение в словах самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ.
Вывод.