Чем отличается сентиментализм от предромантизма?
Чем отличается сентиментализм от предромантизма?
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Сентиментализм и предромантизм. Впервые термин «сентиментализм» был объявлен в 60 годы 18 века. Главная категория в сентименталистской эстетике – чувство. Категория чувствительности – основа на философском, этико-эстетическом и эмоциональном уровнях. Философия: Юм – трактат о человеческой природе. Противопоставляет сентиментализм категории «рацио», «рассудка» и говорит о доминанте чувственного восприятия мира: писатель должен все события пропускать через свое сердце (в отличие от классицизма, где главное – осознать происходящее разумом). Снимается культ разума, который провозглашали писатели – классицисты. Сердце и сердечность – качества, необходимые для усвоения программы сентиментализма. Сент, подобно классицизму, был нормативным направлением. И для классицистов, и для сентименталистов важно существование неких идеальных норм «изящного вкуса» - норм единых, общечеловеческих и вневременных. Исследователь Западов называет сентимент «классицизмом навыворот». Утрачивается жанровая иерархия, созданная в классицизме: высокие жанры отходят на второй план, а на первый выдвигаются «средние» - эпистола и элегия, сентиментальная повесть. Также сент игнорирует низкие жанры. Идеальный герой – не гражданин, а «естественный» человек, живущий на лоне природы (философия Руссо). Свободный человек – женщина (свободна от иерархии). Руссо пишет «элегию о воспитании»: книги – это казнь детства. Они выстраивают в нашем сознании четкий ряд поведенческих моделей и учат жить в социуме. Самое главное – показать, как человек может самостоятельно развиваться без помощи книжных нравоучений, поэтому единственной книгой ребенка должен быть «Робинзон Крузо». Герой рус сент – человек, достойный сожаления. Пафос сочувствия к маленькому человеку. Традиции сентимент обнаруживаются и в раннем Достоевском («Белые ночи» Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..) - «слезная» сентимент драма. Сентиментализм не знает чистых форм своего искусства. 18 век – век синтетический, соединяющий в себе различные течения. Первый этап сентим приходится на 60 годы 18 века. Ржевский, Херасков. Культ чувств. «Дневник одной недели» - Радищев 73 год. «Чувствительный и холодный» - идеал, который доносится до читателя, феномен синтеза. Феномен любви – дружбы. Второй этап: 75-нач. 90. Время, когда проявляется национальное своеобразие рус сентимент. Пафос комических опер – попытка преодолеть основные противоречия рус просвещения. Муравьев «Ночь и роща».(синтез сентим и предромантизма). Слияние человека с природой. Но ночь – это природа романтиков. Сентимент – утро и вечер. Портрет сентим героини: голубые глаза, русые волосы, 17-18 лет. Черные волосы – в предромантизме. В сентимент действие происходит в мае, осень герой не переживает: расцвет природы как расцвет любви. Осень – гибель. Третий этап: 90-00. Карамзинский этап. Эпигонство и изживание сентиментализма самого себя. Наступает эпоха предромантизма. Предромантизм как течение и явление выделяют не все ученые. Многие называют направления ампира, просветит реализма, предомантизма, неоклассицизма, необарокко и др. как синонимы. Некоторые не разводят понятия сентиментализма и предромантизма. Сам термин возник только в 1909 году. Крупнейшие литературоведы и теоретики предромантизма – Кулакова, Гуковский, Благой, Западов, Орлов, Кочеткова, новейшая монографии Вл. Лукова «Предромантизм». Предромантизм – направление, включающее в себя ограниченный круг проблем: оссианизм (поэмы Макферсона»), кладбищенскую поэзию, готический роман («остров Борнгольм»). В. Западов в статье «сентиментализм и предромантизм в России» рассматривает данные явления как различные по своим установкам, хотя в некоторых случаях – очень сходные и трудноразделимые. Так, например, оба направления выдвигают на первый план человеческую личность, оба с большим вниманием относятся к человеческому чувству. В творчестве предромантиков на первый план выдвигается человеческая индивидуальность и окружающий ее объективно-реальный, конкретно-чувственный мир (Державин 70-90 гг., Муравьев после 75, Львов 80-90). Отказ от теории «подражания образцам» и признание единого «изящного вкуса». Романтическая концепция гениальности, вдохновение – как источник поэтического творчества.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы