Ответ(ы) на вопрос:
Танец волн океана Знания, он рождает смятение в уме и интеллекте человека. Смысл - очищение человеческой души.
Также Шива танцует, что бы уничтожить творение, принимая форму одиннадцати Рудр.
Танец - древняя форма магии. Танцор вовлекается в бытие и обретает сверх-нормальные силы. Его личность в танце изменена. Как и йога, танец вызывает транс, экстаз, провидческий опыт, раскрытие внутренней сущности человека, и, в конце концов, слияние с Божеством. По этой причине в Индии танец развивался бок о бок с суровой аскезой, дыхательными практиками, полным погружением в себя. Что бы работать с магией, что бы накладывать заклятия на других, нужно сначала овладеть собой. И это делается танцем так же как и молитвой, постом и медитацией. Шива, таким образом, величайший йогин среди богов, также и господин танца. Танец - акт творения. Он создает вокруг новую обстановку и вызывает в танцоре новую и более высокую индивидуальность. Танец имеет космогоническое значение, когда он будит дремлющие энергии, которые могут изменять форму мира. На глобальном уровне Шива является Космическим Танцором. В его танцевальный действиях (манифестациях) нритья-мурти (nritya-murti) он воплощается сам в себя и в то же время являет Вечную Энергию. Силы, собранные и проявленные в его яростном, вечно длящемся круговом танце - это силы развития, сохранения и гибели мира. Вселенная и все существа - следствие вечного Танца. Шива-Натараджа представлен в прекрасных сериях Южноиндийских бронцовых скульптур, датируемых с X по XII века н. э. Особенности этих изображений должны быть поняты в соответствии с Индуистской традицией, в терминах сложной изобразительной аллегории. Верхняя правая рука держит маленький барабан в форме песочных часов, для отбивания ритма. Это ассоциируется со Звуком, механизмом речи, потоком откровения, традицией, заклинательной магией и пророческими словами. Более того, Звук ассоциируется в Индии с Эфиром, первым из пяти элементов. Эфир - первый и наиболее тонко распространяющийся выделение Вселенной, остальных элементов, Воздуха, Огня, Воды и Земли. Поэтому вместе Звук и Эфир означают первый, несущий истину момент сотворения, созидающую энергию Абсолюта, в ее первозданной миросозидающей силе. Противоположеная рука, верхняя левая, в полу-лунном положениии архакандра-мудра (ardhacandra-mudra), держит на ладони язычок пламени. Огонь - элемент разрушения мира. В конце Кали-Юги Огонь уничтожит тело сотворения, что бы самому быть погашенным океаном пустоты. Сдесь, далее, в равновесиии рук, проявлен противовес творения и разрушения в игре космического танца. Звук против Пламени. И поле титанической борьбы - Основа Мироздания, сияющая и ужасающая в танце Господа. Отрицающий страх жест абхайя-мудра (abhaya-mudra), дающаю мир и защиту, показана второй правой рукой, тогда как оставшаяся левая вытянута поперек груди, показывая вниз на поднятую левую ногу. Эта нога означает Освобождение, и является отказом и спасением от последователей. Это знак поклонения для достижения единства с Абсолютом. Рука показывающая на нее, находится в позе, имитирующей протянутый хобот, или "руку" слона гаджа-хаста-мудра (gaja-hasta-mudra), напоминающая нам о Ганеше, сыне Шивы, Устранителе Препятствий. Божество представлено танцующим на распростертом теле демона. Это Апасмара Пуруша (Apasmara Purusha), Человек или Демон (purusha), называемый Невнимательность, или Безрассудство (apasmara). Это символ жизненной слепоты, человеческого невежества. В этом танце - освобождение от пут Мира. Кольцо пламени и света (прабха-мандала, prabha-mandala) исходит и окружает бога. Это должно означать жизненные процессы Вселенной и существ в ней, танец Мира движимый танцем бога в нем. Вместе с тем это должно означать силу Мудрости, свет знания Истины, продолжающей танцевать, исходящей из персонифецированного Целого. Кроме того еще одно аллегорическое значение есть у венчиков пламени: это символы священного слога АУМ или ОМ. Эта мантра, берущая начало в священном языке Ведических гимнов и заклинаний понимается как выражение и утверждение полноты творения:
Не нашли ответ?
Похожие вопросы