Дайте характеристику Борису Годунову. и еще что мешало ему укрепить свою власть?

Дайте характеристику Борису Годунову. и еще что мешало ему укрепить свою власть?
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
БОРИС ГОДУНОВ —герой трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» . Историческим прототипом героя Пушкина является Борис Федорович Годунов (ок. 1552-1605) — боярин (с 1580), выдвинувшийся в годы опричнины, назначенный умирающим Иваном Грозным одним из опекунов его сына, Федора Ивановича; фактический правитель страны в царствование последнего; с 1598-го — царь и великий князь всея Руси. При создании образа основным источником послужила «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Весь образ Б. Г. выдержан в едином патетическом стиле, тогда как Самозванец олицетворяет «смешанный стиль» , соединяющий высокое и низкое, патетику и буффонаду, стихотворные и прозаические диалоги, что вполне соответствует образу романтического героя, каким является этот персонаж. Б. Г. и Самозванец, будучи сюжетными противниками, одновременно выражают противоборство двух художественных направлений — классицизма и романтизма. Образ Б. Г. присутствует во всех (двадцати трех) сценах трагедии, начиная с самых первых реплик, из которых выясняется, что, «затворясь в монастыре с сестрою, он, кажется, покинул все мирское» . Незримо присутствуя на всем протяжении действия, Б. Г. непосредственно появляется ‘только в шести сценах трагедии. Его роль включает пять больших монологов и почти лишена диалогов. Последние остаются неразвернутыми, как бы обрываются на полуслове. Еще Н. А. Полевой не без иронии заметил, что пушкинский Б. Г. все время уходит. Ремарка «уходит» повторяется с редким постоянством. В первой своей сцене, после коронации, Б. Г, выслушав присягу бояр, уходит поклониться «гробам почиющих властителей России» . В пятнадцатой картине просит беседы у Патриарха и сразу уходит. Услышав страшное обвинение Юродивого, опять уходит. В последней своей сцене сообщает Басманову, что «нужно поговорить» , и уходит. Почти во всех случаях ремарка «уходит» возникает в момент, когда должен начаться диалог, способный прояснить нечто существенное. Уход буквальный (со сцены, из действия) символизирует психическое состояние Б. Г, его постоянное желание погрузиться в себя, спрятаться от посторонних глаз. Это, однако, не только состояние, но и положение Бориса, который, по его же словам, «отложил пустое попеченье» : став царем, по существу ушел от государственных дел и своих царских обязанностей; тем самым обрек себя на человеческое одиночество и социальную изоляцию. Б. Г. у Пушкина — носитель трагической вины. Его вина не в убийстве царевича Димитрия. Это скорее трагическая ошибка, гамартия, по терминологии Аристотеля. Вина же Б. Г. (вина социальная и онтологическая) в том, что он принял на себя роль, оказавшуюся ему не по силам, взялся за царский гуж и его не выдюжил. Узнав, сколь тяжела шапка Мономаха, столкнувшись с неблагодарностью народа, посчитал самым лучшим отложить попеченье, полагая это занятие совершенно пустым. За ошибку Б. Г. судит себя сам, в полной мере осознавая, насколько «жалок тот, в ком совесть нечиста» . Однако вины своей перед народом Б. Г. так и не понял, расценив как безумство, «когда народный плеск иль ярый вопль тревожит сердце наше» . За эту вину, за бессердечие власти судит Б. Г. народ и осуждает его на гибель, отказав в поддержке «мнением народным» . В конечном счете Б. Г. расплачивается за то, что все время «уходит» . Наступает момент, когда начинают уходить от него — все приближенные, самые доверенные ему лица, подобно Басманову. Однако этот повсеместный уход царя от бояр и народа, народа от царя, всех от всех тем гибелен, что оставляет государство московское в состоянии анархии, делая его легкой добычей для интервентов.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы