Как изображаются образы поэта-пророка у Пушкина и Лермонтова?

Как изображаются образы поэта-пророка у Пушкина и Лермонтова?
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе  занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из  ведущих.  Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель  своего творчества.  Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»:  Волхвы не боятся могучих владык,  А княжеский дар им не нужен;  Правдив и свободен их вещий язык  И с волей небесною дружен.  Таким образом, он показывает читателю то, что истинный поэт всегда говорит правду и, кроме того, подвластен только  «веленью Божию». М.Ю. Лермонтов также говорит о даровании человеку права быть поэтом высшими силами для того, чтобы «бог  гласил его устами»:  С тех пор как вечный судия  Мне дал всеведенья пророка…  Провозглашать я стал любви  И правды чистые ученья.  Следовательно, можно сказать, что эти два русских классика имеют общее понятие о ценности и целях поэтического  творчества.  Что касается образа самого поэта, его места в обществе, то и здесь наблюдается схожее мнение Пушкина и Лермонтова. Оба  они считают, что поэт отличается от обычных людей. Но эта непохожесть делает его жизнь одинокой и оттого трудной. Тема  одиночества поэта в мире отражена в лирике обоих писателей.  Пушкин в стихотворении «Поэту» призывает своего лирического героя не обращать внимания на «суд глупца» и «смех толпы  холодной». Он четко говорит о качествах, необходимых поэту для того, чтобы общество не сломало его:  Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.  Автор с горечью понимает, что единственный способ остаться собой и попытаться донести народу свои стихи – остаться  наедине со своим даром и творить свободно от «бессмысленного народа» и «рабов безумных».  Ты царь: живи один. Дорогою свободной  Иди, куда влечет тебя свободный ум,  Усовершенствуя плоды любимых дум,  Не требуя наград за подвиг благородный.  Лермонтов ярко характеризует данный образ в своем стихотворении «Поэт». Здесь он использует символ-иносказание для  сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал, который когда-то «не по одной груди провел… страшный след // И не одну порвал  кольчугу» теперь «игрушкой золотой… блещет на стене - // Увы, бесславный и безвредный!» Так же и поэт, чей стих «звучал,  как колокол на башне вечевой // Во дни торжеств и беж народных» «свое утратил назначенье, // На злато променяв ту  власть, которой свет // внимал в немом благоговенье».  Эти два стихотворения Пушкина и Лермонтова показывают то, что и современники не понимают и не ценят труд поэта несмотря  на важность проблем, освещаемых им.  Необходимо отметить, что оба русских классика называют стихотворца пророком. Об этом сказано в их произведениях с  одинаковым названием – «Пророк». В них как нельзя более ярко выражены размышления Пушкина и Лермонтова о том, кто же  такой поэт и как оценивается его труд обществом. На основе этих двух стихотворений лучше всего описывать образы  поэта-пророка в лирике двух великих классиков. 
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы