Какие методы борьбы использовали нидерландцы против Испании
Какие методы борьбы использовали нидерландцы против Испании
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Нам уже известно, что религиозная реформация в отдельных странах сопровождалась нередко важными политическими переворотами, и что эпоха реформации с последовавшей за нею католической реакцией была в то же время эпохой развития абсолютной монархии и падения сословно‑представительных учреждений. В истории взаимных отношений между государственною властью и подданными в Западной Европе реформационному периоду принадлежит особое место благодаря тому, что попытки католических государей стеснить веру своих подданных значительно обостряли политический антагонизм, развившийся на другой почве. Это случилось именно во второй половине XVI в., когда кальвинизм распространился по Шотландии, Франции и Нидерландам, где протестантам пришлось вступить в борьбу с католическими государями, и где во время этой борьбы развилась политическая литература, заключавшая в себе проповедь идеи народовластия. Во Франции, как мы увидим, политические стремления протестантов потерпели поражение, и с новой династией Бурбонов (с 1589 г.) утвердился абсолютизм; в Шотландии политический вопрос оставался нерешенным, когда Яков VI по смерти Елизаветы (1603) сделался, под именем Якова I, королем Англии, и дальнейшая шотландская история тесно сплелась с историей Англии. В этой последней стране в XVI в. еще не возникало вопроса о взаимных правах королевской власти и подданных, так как в силу особых причин этому вопросу суждено было стать на очередь лишь в XVII в., в середине которого и произошли одновременно шотландская и английская революции. Во второй половине XVI в. отложившиеся от Испании Нидерланды были единственной страной, где в эту эпоху восторжествовали свободные политические начала протестантизма, а впоследствии и большая религиозная свобода. Если борьба Англии с Испанией имеет важное значение в истории попытки Филиппа II утвердить в Западной Европе испанскую гегемонию, то в борьбе Нидерландов с Испанией мы видим главным образом применение к внутренней государственной жизни принципов, диаметрально противоположных политической идее Филиппа II. Это была первая в новой истории революция под лозунгом политической свободы, имевшая своим результатом образование свободного государства, которое притом сделалось в XVII в. оплотом не только протестантизма, но и религиозной и политической свободы. В XVI в. благодаря католической политике дело протестантизма в Англии отождествилось с вопросом о её национальной независимости, но только в XVII столетии здесь произошло слияние протестантской религии и политической свободы: в Нидерландах одновременно и национальная независимость, и политическая свобода, и протестантская религия объединились в сознании населения, поднявшегося на защиту всего того, что оно считало в нем элементарными правами свободы индивидуальной. В борьбе Нидерландов с Испанией столкнулись не две враждебные державы, которые разъединялись, как Испания и Франция, противоположными политическими интересами, или, как Испания и Англия, – принадлежностью к двум повсюду боровшимся между собою вероисповеданиям: здесь пришли в столкновение два разных политических принципа – принцип абсолютизма и принцип народовластия (в той форме, какую он только и мог получить в тогдашнем обществе). Мы увидим, что те же самые принципы пришли в столкновение во Франции в эпоху религиозных войн, и в Англии в эпоху революции XVII в. В этом и заключается общеевропейское значение нидерландского восстания против Филиппа II.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы