Ответ(ы) на вопрос:
Пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов» , а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу… по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада… » Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре» . Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции. Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы… , но скоро восходящее светило дня пробудило все творение… » . Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.
Неоднозначны функции Природы в произведении. Пантеистическая философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести, сопереживающей Лизе в счастье и горе. Кроме того, Природа выступает в сочинении писателя и как место действия (берег реки, роща, пруд) , и как общий эмоционально-колористический фон произведения. Карамзин использовал два основных приема изображения пространства в повести: прием панорамности (сельский или урбанистический пейзажи) и прием фокусации, когда от картины природного мира автор органически переходит к изображению героя; сужая наблюдаемое пространство и концентрируя внимание на человеке: вид Москвы - Симонов монастырь - дубовая рощица и луг у монастырских стен - заброшенная хижина - Лиза. При этом изображение Природы обязательно завершается рассказом о человеке, живущем "в объятиях Натуры". Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь. Примечательно, что Эраст далек от понимания языка Природы, изображается вне его природных, родственных связей: в формировании его характера, мотивации поступков доминирует социальное начало. Подобное разграничение героев на "естественных" и "цивилизованных", характерное для произведений сентименталистов, подчеркивает остроту конфликта в повести Карамзина, готовит трагический финал произведения.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы