Кто такой Пропп?

Кто такой Пропп?Я знаю Проппа Владимира Яковлевича, но дело в том, что сейчас помогаю делать задание по культурологии, а задание вот такое: 1) Тойнби, Ясперс, Сорокин. 2) Юнг, Элиаде, Пропп, Барт. нужно выписать идеи каждого из этих деятелей. так вот смотрите... Тойнби-историк, культуролог. Ясперс-философ, психолог. Сорокин-социолог. Юнг-психолог, психиатр. Элиаде-писатель, историк религий и исследователь мифологии. Барт-философ. мне надо выписать их воззрения в области истории, культуры, мироздания вцелом, общества. а В. Я. Пропп он филолог, фольклорист.... просто он как-то выпадает из этой цепочки. или я не прав?
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Пропп не выпадает, т. к. его "Исторические корни волшебной сказки" - о том же, что Юнг называл архетипами - "матрицами" нашего сознания. Мирча Элиаде проследил мифологемы у разных народов - что в принципе связано и с арехтипами и со строением "волшебной сказки" ( путешествие героя-трикстера и т. д.) У Барта многое говорится о тексте, означающем и означаемом (Автор текста.. ) - фактически о том, что текст живет своей собственной жизнью. . Как-то так в общем. Странно, что в этом ряду нет Бахтина ( если уж есть Барт).
Гость
Научная деятельность В работе «Морфология сказки» (Ленинград, 1928) Пропп выделяет повторяющиеся постоянные элементы — функции действующего лица (всего 31), положив начало структурно-типологическому изучению нарратива. Работа Проппа оказала значительное влияние на развитие структуралистских исследований мифологических, фольклорных, литературных текстов. В работе «Исторические корни волшебной сказки» (Ленинград, 1946) Пропп развивает гипотезу, разработанную Сентивом. Пропп видит в народных сказках напоминание о тотемических ритуалах инициации. Совершенно очевидно, что структура сказок имеет характер инициации. Но вся проблема в том, чтобы выяснить, описывает ли сказка систему обрядов, относящихся к какой-либо определённой стадии культуры, или же её сценарий инициации оказывается «воображаемым» , в том смысле, что он не связан с каким-то историко-культурным контекстом, но выражает скорее внеисторическое архетипическое поведение психики. В качестве примера Пропп обращается к тотемическим инициациям; этот тип инициации был категорически недоступен для женщин, но основным персонажем славянских сказок оказывается как раз женщина: старая ведьма, Баба-Яга. Впрочем, Баба-Яга выступает в роли посвящающего старшего с точки зрения гипотезы о обрядовом происхождении сказки. А посвящающий, хотя всегда являлся мужчиной, имел символические признаки обоих полов, или даже только женские. Иначе говоря, в сказках нет точного напоминания о какой-либо определенной стадии культуры: здесь смешиваются и сталкиваются друг с другом различные исторические циклы и культурные стили. Здесь сохранились только образцы поведения, которые могли существовать во многих культурных циклах и в разные исторические моменты. Подтверждением предположения о происхождении сказок из устных преданий, рассказываемых при инициации, служит схожесть мотивов и функций персонажей в сказках самых разных народов. Кроме того, Пропп приводит этнографические данные, показывающие процесс разложения древней тотемической религии и превращения сакральных некогда устных преданий в сказки. Рассматривая этносы, ещё не расставшиеся с тотемизмом (и не имеющие сказок как таковых) , находящие в процессе его разложения и современные сказки «культурных» народов, Пропп приходит к выводу о единстве происхождения волшебной сказки.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы