Ответ(ы) на вопрос:
Гость

фотография сделана Дарьей Кутузовой
Как можно помочь детям, пережившим тяжелую травматическую ситуацию, потерявшим дом и близких? Как говорить с ними так, чтобы они не провалились в пучину отчаяния, а, напротив, вспомнили бы о том, что для них важно в жизни, и о том, какие у них есть особые умения, помогающие им справляться? Помощь часто бывает связана с навязыванием культурных ценностей того, кто пытается помочь. Как организовать ситуацию так, чтобы дети почувствовали не оторванность от своей культуры, традиций, истории, семьи, а напротив, связь с ними, и в этом нашли бы для себя опору?
Методика «Дерево Жизни» была разработана для работы с детьми, осиротевшими в результате эпидемии СПИДа в Зимбабве и Южной Африке, и применяется в сообществах, переживших стихийные бедствия и вооруженные конфликты – в Австралии, Канаде, США, России, Палестине, Бангладеш и в других странах. Поводом для разработки этой методики стала очевидная неадекватность в данной конкретной ситуации разработок, предложенных международными гуманитарными организациями. Просьбы «рассказать о пережитом» вызывали у детей неудержимые рыдания, и вывести их из этого состояния было чрезвычайно сложно. Встала задача создания безопасного контекста для восстановления контакта с предпочитаемой идентичностью.
Методика «Дерево Жизни» состоит из 4 частей:
1. Дерево Жизни
2. Лес Жизни
3. Когда приходит гроза
4. Признание и подтверждение
Задача первых двух частей – выстроить «вторую историю» о жизни ребенка. Это история об особых умениях, способностях, надеждах и мечтах ребенка, и о том, как возникли и развивались эти умения, способности, надежды и мечты. Задача третьей части («Когда приходит гроза») – помочь ребенку выразить словами то, что ему довелось испытать, а также то, каким образом он справлялся с этими испытаниями. Задача четвертой части (в качестве признания и подтверждения складывается специальная песня, и все ее поют, а также дети получают грамоты, в которых отражены их особые умения, способности, надежды, мечты и способы преодолевать трудности) – в том, чтобы у детей остались яркие воспоминания и «документы», к которым можно будет впоследствии обращаться, чтобы получить поддержку в трудные минуты. Последняя часть упражнения помогает также установить связь со значимыми взрослыми.
Лучше всего эта методика работает с группами детей (впрочем, со взрослыми она также работает, но у взрослых, как всегда, больше скепсиса).
Дерево Жизни
Работа начинается с того, что ведущий обсуждает с детьми, какие они знают деревья, какие деревья бывают разные и какие у деревьев бывают особенности. Дальше ведущий говорит, что сегодня в работе очень пригодится все то, что дети знают о деревьях. (Тут можно попросить вспомнить или придумать стих или песню о деревьях.) Ведущий рисует на большом листе бумаги свое собственное дерево, и объясняет на своем примере, что каждый элемент дерева (корни, ствол, ветви, листья и плоды), а также поверхность почвы – является «опорной точкой» для рассказа о важных аспектах того, кем ребенок является и хотел бы быть.
Корни:
Это опорная точка для того, чтобы дети рассказали, откуда они (из какой деревни или города); об истории своей семьи (что значит фамилия, кто кому родня и т.п.); о том, кто в жизни ребенка больше всего чему-то научил; о любимом занятии, любимой книге, песне или сказке.
Поверхность земли:
Как обычно проходит день, что ребенок делает в течение дня.
Ствол:
Особые умения – это могут быть умения, которые ребенок упомянул, описывая то, чему его учили, свои повседневные занятия – и умения, которые ребенок проявляет в больнице, в лагере беженцев, в новой школе или в реабилитационном центре, в зависимости от того, где проводится методика.
В дни, предшествующие проведению упражнения, сотрудники внимательно отмечают для себя, какие умения есть у детей. Это могут быть умения, связанные с физической ловкостью, умения заботы, доброты и пр. Во время работы с Деревом Жизни ведущие могут напомнить ребенку об этих умениях, помочь отметить их на стволе дерева. Ведущие могут задавать вопросы об истории этих умений: у кого ребенок научился этому и пр. Это тоже может быть отмечено на стволе дерева. В процессе рисования ствола детям часто вспоминается что-то важное и дорогое.
Ветви:
Это мечты, надежды и желания ребенка. Когда ребенок рисует ветви, ведущие могут спрашивать о том, как возникли эти мечты, надежды и желания, и как они связаны со значимыми для ребенка взрослыми. Можно спросить, как ребенку удалось сохранить эти мечты и надежды, и что помогало ему в этом.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы