Одиночество в творчестве и лирике М.Ю. Лермонтова

Одиночество в творчестве и лирике М.Ю. Лермонтова
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Я к одиночеству привык,  Я б не умел ужиться с другом,  Ни с кем в Отчизне не прощусь —  Никто о мне не пожалеет!..  Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души. Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом, ни отчизна не дают ему успокоения:  Изгнаньем из страны родной  Хвалюсь повсюду, как свободой...  Тема изгнанничества является центральной в стихотворении “Тучи”. Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они “вечные странники”, а не изгнанники. Поэт иронично называет их тоже “изгнанниками”. Обращение к тучам нежное — “тучки”, а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — “Тучи”. Тучкам “наскучили нивы бесплодные”, а для лирического героя это “милый север”. Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению. Большое количество риторических вопросов выражают сомнения, тоску лирического героя, его бесконечное одиночество.  В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.  В стихотворении “Желанье” лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:  Дайте раз на жизнь и волю,  Как на чуждую мне долю,  Посмотреть поближе мне.  А в стихотворении “Узник” мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать “красавицу младую” и улететь на коне “в степь, как ветер”. Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, в невозможности обрести свободу:  Одинок я — нет отрады: стены голые кругом...  Эта тема развивается в балладе “Пленный рыцарь”. Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи:  Нет на устах моих грешной молитвы,  Нету ни песен во славу любезной...  У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему “голову давит”, “шлема забрало — решетка бойницы”, щит — “дубовые двери темницы”. Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки.  Смерть, как приедем, подержит мне стремя;  Слезу и сдерну с лица я забрало!  Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу.  Период “безвременья” 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В. Г. Белинского, “...нет пушкинского разгула на пиру жизни”. 
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы