Помогите написать сочинение на тему способы образования глаголов совершенного
Помогите написать сочинение на тему
способы образования глаголов совершенноговида в русском языке
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Глаголы в русском языке относятся к одному из двух видов: к несовершенному или к совершенному.
Вид — глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнётся) , причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну) .
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания
на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) .
Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать — прочитать, писать — написать, строить — построить.
Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:
1) -ива-, -ыва-: рассмотреть — рассматривать, расспросить — расспрашивать, расписаться — расписываться;
2) -ва: открыть — открывать, дать — давать, обуть — обувать;
3) -а-(-я) : спасти — спасать, подрасти — подрастать.
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:
1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др, : лечить — вылечить, печь — испечь, делать — сделать, писать — написать, читать — прочитать, строить — построить, учить — выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать — перечитать, отчитать, зачитать и т. д.) ;
2) с помощью суффикса -ну-: привыкать — привыкнуть, кивать — кивнуть, прыгать — прыгнуть.
Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать — рассыпать, нарезать — нарезать.
Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить — сказать, искать — найти, класть — положить, брать — взять.
Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) .
Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают? ) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю? ) подать коврик? (Н. Гоголь) .
Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего — форм времени) : у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён (причём в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы