Дипломная работа: Анализ и пути совершенствования организации труда в образовательном учреждении
Введение
Организация труда есть определенное сочетание во времени и пространстве всех основных элементов трудовой деятельности для достижения некоторых заранее поставленных целей по производству материальных благ, культурных ценностей, услуг, научных результатов и т.д. В экономике труда организация труда рассматривается как один из организационных факторов, содержание которого выражено в конкретных формах и методах соединения людей и техники в процессе труда.
Труд людей в процессе производства организуется под воздействием развития производительных сил и производственных отношений. Поэтому организация труда всегда имеет две стороны: естественно-техническую и социально-экономическую. Эти стороны тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии, определяя содержание организации труда.
В содержании организации труда, исходя из особенностей решаемых задач, выделяют ряд направлений (элементов). Основные из них:
разделение и кооперация труда, предполагающие научно обоснованное распределение работников по объединенным в определенную систему трудовым функциям, машинам, механизмам и рабочим местам, а также в соответствующую группировку и комбинирование работников в производственные коллективы;
нормирование труда, предполагающее тщательный расчет норм затрат труда на производство единицы продукции и услуг, как основы для организации труда и определения эффективности производства;
организация и обслуживание рабочих мест, включающая: их рациональную планировку и оснащение, отвечающие антропометрическим и физиологическим данным человека и его эстетическому восприятию; эффективную систему обслуживания рабочих мест с целью устранения потерь рабочего времени и лучшего использования оборудования; аттестацию и рационализацию рабочих мест;
подбор персонала и его развитие, включающие в себя: планирование персонала, профориентацию и профотбор, наем персонала, разработку концепции развития персонала и ее реализацию (квалификационный рост, планирование карьеры и т. п.);
улучшение условий труда, предусматривающее устранение вредности производства, тяжелых физических, психологических и эмоциональных нагрузок, внедрение эстетики в производственную среду, формирование системы охраны и безопасности труда;
эффективное использование рабочего времени, оптимизация режимов труда и отдыха;
рационализация трудовых процессов, внедрение оптимальных приемов и методов труда, включающие в себя изучение трудовых процессов с применением различных способов и технических средств, отбор наиболее рациональных приемов и методов труда, их совершенствование и внедрение путем организации производственного инструктажа, обучения; расширение и обновление научно-технической информации;
укрепление дисциплины труда, предусматривающее комплекс мер по усилению производственной и трудовой дисциплины; формирование чувства ответственности, развитие творческой инициативы и других форм активного участия работников в жизни предприятий, организаций.
Особую роль в организации труда играет вознаграждение за труд - его оплата. Дело в том, что человек включается в производственный процесс по экономическим соображениям, с целью заработка. Поэтому заработная плата (трудовой доход) является одновременно звеном, соединяющим человека со средствами производства, и фактором (элементом) эффективной организации труда.
Следует заметить, что в современной литературе и в хозяйственной практике широко употребляется также понятие "организация управления". Управление является необходимым и очень существенным звеном в системе общественного производства и особой важной трудовой функцией в системе общественной организации труда.
Содержание этой трудовой функции заключается в организации деятельности людей и использовании средств производства, при этом управление охватывает широкий круг вопросов, связанных с функционированием различных служб предприятия (организации). Все это и обусловило выделение понятия "организация управления".
Организация труда в образовательном учреждении (ОУ) также является одним из организационных факторов, где, также как и в любой другой организации, проявляется ряд общих законов развития организации труда.
Однако, ОУ является социально-педагогической системой, т.е. такой организацией, все элементы которой связаны иерархической зависимостью частей. И результат деятельности не сводим к сумме составляющих ее элементов.
Как объект управления – это особая организационная структура, которая в своей деятельности обеспечивает определенность, целеустремленность, стратегию и тактику, планирование, руководство, взаимоотношения субъектов образовательного процесса, регулирования, координацию усилий, контроль. В этой специфической организации, представляющей целостный объект, можно выделить субъекты, требующие особого подхода к управлению и организации трудового процесса.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в необходимости исследования организации труда на предприятиях и в организациях в связи с изменениями характера социально-трудовых отношений, в связи с переходом к рыночной экономике, изменении форм собственности и изменением в связи с этим условий труда.
Цель выпускной квалификационной работы (ВКР) – провести анализ и определить пути совершенствования организации труда в образовательном учреждении на примере детской музыкальной школы г. Салавата.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть основные законы и принципы организации труда;
- изучить основополагающие элементы организации труда;
- определить особенности организации управленческого труда;
- провести анализ организации труда в образовательном учреждении на примере детской музыкальной школы г. Салавата;
- на основании проведенного анализа определить возможные направления совершенствования организации труда в детской музыкальной школе г. Салавата.
При изучении темы выпускной квалификационной работы были использованы нормативные акты федерального и регионального уровня, а также научная литература по экономике, социологии труда и менеджменту.
1. Основные направления анализа организации труда на предприятии (организации)
1.1 Законы развития и принципы организации труда
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--