Дипломная работа: Эффективность деятельности современного транспортного предприятия

Оценивать хозяйственную деятельность автотранспортного предприятия начинают с анализа выполнения плана по объему перевозок грузов и пассажиров. Основная часть грузовых перевозок оплачивается клиентурой сдельно за тонну груза с учетом расстояния перемещения. Объем перевозок здесь определяется количеством перевезенных тонн груза и выполненными тонно-километрами.

В ряде случаев работу грузовых автомобилей трудно измерить в тоннах и тонно-километрах. К ним относятся, например, перевозки технологического характера (перевозки грузов на территории склада, завода, стройки); перевозки рабочих к месту работы и обратно в специально оборудованных грузовых автомобилях; перевозки почты и т. д. Предприятия оплачивают такие перевозки исходя из времени нахождения автомобиля в их распоряжении. В качестве измерителей объема этих перевозок принимают пока­затель «оплаченные автомобиле часы работы».

Анализ объема перевозок ведется раздельно по каждому их виду. Вначале делается общее заключение о выполнении планового задания, ходе выполнения заданий и плана внутри исследуемого периода. Для этого исчисляются относительные и абсолютные отклонения объема перевозок от плана, плановые и фактические темпы роста перевозок по годам, а внутри года - по кварталам и месяцам. Важное значение имеет исследование структуры перевозок по родам (классам) грузов. Изменение структуры перевозок является одним из факторов, определяющих уровень таких технико-эксплуатационных показателей, как сред­нее расстояние перевозки, время простоя под погрузочно-выгрузочными операциями, коэффициенты использования грузоподъемности и пробега автомобилей.

Общая характеристика выполнения плана перевозок дополняется исследованием причин отклонений фактических объемов работ от предусмотренных в плане. Объем работы п-го вида, который может освоить автотранспортное предприятие, определяется величиной находящегося в его распоряжении среднесписочного парка автомобилей Асс и средней производительностью одного списочного автомобиля Авп .

Изменение списочного количества автомобилей происходит, как правило, по причинам, не зависящим от работы автотранспортного предприятия. Влияние этого фактора на объем перевозок определяется при расчетах.

Средняя производительность автомобиля складывается как результат действия многих факторов. Одни из них зависят главным образом от качества работы коллектива, другие отражают сложившиеся условия работы. Например, в грузовых перевозках к последним относят изменение средней длины ездки, средней грузоподъемности автомобиля, расстояния перевозки грузов. При оценке влияния на объем работы факторов, определяющих уровень про­изводительности автомобиля, используют результаты анализа этого показателя.

Выполнив оценку причин изменений объема перевозок и проверив результаты расчетов, суммируют отклонения от плана (базиса) объема работы по факторам, отражающим условия производства факторам, характеризующим качество работы Обобщая результаты аналитических расчетов, определяют, что в отчетных условиях работы предприятие могло бы выполнить объем перевозок больше или меньше планового и на какую величину.

Отклонение возможного объема перевозок от фактически выполненного объясняется изменением качественных показателей работы.

Наряду с оценкой выполнения плана перевозок данного вида в целом по предприятию такой же алгоритм используется для анализа работы отдельных автоколонн.

После общего заключения о выполнении автотранспортным предприятием плана по объему работы изучаются перевозки грузов по отдельным заказчикам, Цель такого исследования — установить полноту удовлетворения спроса на перевозки, а в случае невыполнения плана перевозок — виновников и причины отклонения отчетного объема работ от планового. У заказчика причинами изменения потребности в перевозках грузов могут быть отклонения от плана объема производства и реализации продукции, размера поставок сырья, материалов, полуфабрикатов, нарушение предусмотренного графиками ритма отгрузки и др. Уменьшение объема работы по этим причинам освобождает автотранспортное предприя­тие от ответственности за невыполнение плана перевозок. Для объяснения причин невыполнения плана перевозок по вине автотранспортного редприятия привлекают результаты ранее выполненной оценки влияния на объем перевозок изменений условий и качества работы данного предприятия.

Итоги анализа выполнения плана перевозок подводятся отдельно по группе заказчиков, закрепленных за данным предприятием (обязательная клиентура), и по группе незакрепленной клиентуры.

Завершается анализ разработкой организационно-технических мероприятий по освоению выявленных резервов роста объема перевозок.

Помимо перевозок, при анализе дается характеристика выполнения плана по объему транспортно-экспедиционных операций, погрузочно-разгрузочных работ и прочих видов работ и услуг.

Доходы автотранспортного предприятия складываются из доходов от перевозок, выполнения транспортно-экспедиционных работ, эксплуатации складов, погрузочно-разгрузочных операций и прочих работ и услуг (оказание техпомощи на линии, техническое обслуживание и ремонт автомобилей для других предприятий и т. п.).

Доходы от перевозок — основная составляющая общей суммы доходов. Анализируются эти доходы отдельно по каждому виду перевозок по автоколоннам и предприятию в целом. Их величина представляется зависящей от объема перевозок Ì-го вида груза и от средней доходной ставки..

Найденные отклонения подлежат дальнейшему исследованию, при котором выявляются изменения доходов от факторов, определяющих объем перевозок и доходные ставки. Так, используя результаты анализа влияния на объем перевозок отдельных факторов, можно определить изменение по этим факторам доходов.

Доходные ставки по видам перевозок складываются под действием большого круга факторов. Их уровень определяется, прежде всего, системой применяемых тарифов. Основными являются сдельные тарифы. Для грузовых перевозок они построены в зависимости от расстояния перевозки и класса грузов.

В тарифах на грузовые перевозки, оплачиваемые сдельно, выделяют пять классов грузов. Тарифные платы за перевозку на данное расстояние тонны груза каждого последующего класса повышаются по сравнению с предыдущим классом пропорционально снижению среднего коэффициента использования грузоподъемности. Следовательно, увеличение доли перевозки легковесных грузов (т. е. грузов более высокого класса) приводит к росту доходной средней ставки. Для оценки влияния на доходы изменений структуры перевезенных грузов по их классам необходимо знать величину коэффициента выполнения плана, объема перевозок по каждому классу грузов и в целом по данному виду перевозок, величину плановых доходов.

На уровень средней доходной ставки от перевозок грузов влияет применение исключительных тарифов на перевозку массовых навалочных грузов в автомобилях-самосвалах и думперах и на перевозку в специализированном подвижном составе, когда уплачивается надбавка в пределах 15 — 25%, а в отдельных случаях — до 40% установленной платы по сдельным тарифам.

Кроме того, Едиными тарифами на перевозку грузов предусмотрена система надбавок и скидок, влияющих на величину доходной средней ставки. Так, при перевозке грузов автомобилями-самосвалами на расстояние свыше 15 км провозная плата повышается на 15%. После завершения анализа причин изменений доходов по видам перевозок данные обобщаются, и дается характеристика выполнения плана доходов в целом по автотранспортному предприятию.

Повышение эффективности использования производственных фондов автотранспортного предприятия проявляется в росте показателей фондоотдачи (съема доходов с гривны среднегодовой стоимости основных производственных фондов или оборотных средств) и в снижении затрат на единицу перевозок или гривну доходов, амортизационных отчислений, материалов, топлива, запасных частей, автомобильных шин и др. В производственных фондах автомобильного транспорта примерно 90 — 95% занимают основные производственные фонды. Характеристика эффективности использования этих фондов производится по результатам анализа стоимостного показателя фондоотдачи. Величина этого показателя зависит от объема и структуры перевозок грузов и пассажиров; качества использования подвижного состава, его обеспеченности базой для хранения, ремонта и обслуживания; уровня средних доходных ставок; объема работ других видов деятельности, цен на эти работы и услуги, их фондоемкости.

При анализе фондоотдачи следует учитывать наличие вероятностной связи доходов от перевозок с величиной основных производственных фондов. Так, увеличение парка автомобилей приводит не только к изменению величины основных фондов, но и к росту доходов от перевозок. Улучшение технической оснащенности ремонтной базы предприятия и условий хранения автомобилей неизбежно сказывается на уровне их технической готовности, снижает простои по неисправности и приводит в конечном итоге к росту фондоотдачи. Такое сложное переплетение взаимодействующих факторов предопределяет применение методов корреляционного анализа.

Способ цепных подстановок может быть использован только для оценки влияния на фондоотдачу взаимосвязанных групп факторов. В качестве исходной информации при этом привлекаются результаты анализа доходов и сведения о величинах производственных фондов. В процессе анализа определяется общее изменение фондоотдачи, на которое влияют следующие факторы:

1) изменение величины и структуры среднесписочного парка автомобилей - соответственно изменение дохода от перевозок под влиянием среднесписочного парка автомобилей и их грузоподъемности;

2) стоимость подвижного состава и производственных фондов, занятых на ремонте и обслуживании автомобилей, других производственных фондов;

3) изменение качества использования подвижного состава, условий хранения, ремонта и обслуживания автомобилей;

4) изменение величин средних доходных ставок;

5) изменение других доходов и основных фондов.

В составе основных производственных фондов автотранспортного предприятия транспортные средства занимают 60—70%. Поэтому важно наряду с общей характеристикой использования всех фондов оценить эффективность использования подвижного состава. С этой целью исчисляют и' исследуют показатели средней производительности автомобиля. Эти показатели определяются для каждого вида перевозок как отношение объема выполненной работы в натуральном выражении к величине отработанных автомобиле-часов, автомобиле-дней или среднесписочного парка автомобилей. Соответственно рассчитывают производительность автомобилей в среднем за час, сутки или изучаемый период. Факторы, определяющие уровень часовой производительности ходового автомобиля, характеризуют интенсивность его использования, а коэффициент выполнения плана по этому показателю представляет собой коэффициент интенсивной загрузки.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 513
Бесплатно скачать Дипломная работа: Эффективность деятельности современного транспортного предприятия