Дипломная работа: Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Тушева Е.С.
Студент: ОФО
5 курса группы Л-06-01
Картмазова Юлия Александровна
г.Новокузнецк, 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Формирование грамматического строя речи у дошкольников как проблема современной логопедии
1.1. Становление грамматического строя речи у дошкольников в онтогенезе
ОНР и его влияние на становление грамматического строя речи в дошкольном возрасте (поменяла Н.Е.)
1.2. Особенности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.3. Организация работы по формированию грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вывод по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.1. Выявление исходного уровня сформированности грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.3. Анализ результатов коррекционной работы
Вывод по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Грамматические значения это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т.е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.
Трудность усвоения грамматических значений родного языка состоит в том, что обучающий (мать, воспитатель, иногда даже учитель в школе) сам не осознает этих значений и употребляет их интуитивно, усвоив их в процессе естественного восприятия родного языка. Именно овладение грамматическими значениями (на уровне интуиции, неосознанно) делает человека существом мыслящим.
Отсюда следует, что важнейшей заботой обучающего (матери, воспитателя, учителя) должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Однако если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребенка задерживается. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.
В посвященных развитию грамматического строя речи исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, С.Н. Коновалова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других отмечается, что для дошкольников с речевым недоразвитием овладение грамматическими категориями представляет особую сложность. Пути научно-практического решения подготовки дошкольников с речевой патологией к обучению в условиях общеобразовательной и специальной школ рассматриваются как создание и реализация гибких программ, позволяющих формировать у детей с речевыми нарушениями знания, умения и навыки в соответствии с компенсаторными возможностями каждого ребенка.
У дошкольников с ОНР грамматический строй имеет специфические особенности, однако, коррекционно-методических разработок направленных на формирование грамматического строя у такой категории детей недостаточно.
К началу школьного обучения у детей с ОНР оказываются несформированы языковые средства, задерживается формирование в построении простых и сложных предложений (синтаксис); в системах склонения и спряжения, в традиционных формах словоизменения (морфологии); в средствах и способах образования слов (словообразование). Поиск новых подходов для повышения эффективности коррекционной работы по формированию грамматического компонента языка определяют актуальность исследования. Этим обуславливается выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объект изучения: грамматический строй речи и его становление в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что коррекционно-логопедическое воздействие, направленное на отработку операций грамматического структурирования речевого высказывания (предикации) позволит оптимизировать процесс усвоения детьми практической грамматики и будет способствовать преодолению стойких вариантов грамматического недоразвития.
Цель исследования: выявление особенностей грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, разработка и реализация коррекционно-методических подходов по устранению грамматических нарушений.
Задачи исследования:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--