Дипломная работа: Формирование импрессивной речи у детей 9–13 летнего возраста с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости

Выполнил:

студент 5 курса

дневного отделения

К.И. Головченко

Красноярск, 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования.

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости

1.2 Развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе

1.3 Обзор методик коррекционной работы, направленных на развитие импрессивной речи

Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Анализ полученных данных

Глава III. Содержание коррекционной работы направленной на формирования импрессивной речи у детей 9-13 летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.

3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента

3.2 Коррекционная работа по формированию импрессивной речи у детей с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости

3.3 Контрольный эксперимент и его анализ

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Актуальность исследования : Импрессивная речь играет особую роль в речевом развитии детей. У детей 9 -13 летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости нарушено формирование интеллектуального компонента всех звеньев речевой деятельности, т. е. дети имеют недостаточный уровень речевого развития.[23. c 34]

К числу отклонений речевого развития при умственной отсталости относятся дефекты усвоения языка и, прежде всего, значения языковых знаков разной степени сложности (лексической и грамматической семантики) ввиду снижения у детей основных мыслительных процессов — анализа, синтеза, сравнения, систематизации. Следствием этого является неправильный выбор языковых единиц (слов, морфем) в процессе порождения речевого высказывания.[24. c 46]

К числу ведущих отклонений речевого развития относятся и своеобразные нарушения речевых действий — порождение речевого высказывания и понимания, а именно, трудности удержания сложного многооперационного состава речевых действий вследствие особенностей операционной стороны мышления (памяти, внимания). Это выражается в неиспользовании или неправильном использовании даже косвенных языковых элементов как в процессе понимания речи, так и при построении собственного высказывания. Вследствие указанных особенностей формирования речевой деятельности у детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости создается нехарактерная для нормального онтогенеза и для других форм речевого недоразвития диспропорция между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, когда собственная речь оказывается формально на более высоком уровне, чем понимание речи.

Эти особенности речевого развития препятствуют усвоению учебного материала ребенком, снижают и без того невысокую продуктивность обучения, препятствует общению ребенка, его адаптации в обществе.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастрюкова, Т.Б. Филичева отмечают, что развитие понимания речи ребенком на много опережает появление у него активной речи и является базой и предпосылкой для возникновения последней. Поэтому приоритетным направлением в обучении таких детей является формирование импрессивной речи.

Также Л.М. Шипицина отмечает, что при определении содержания образования данной категории детей необходимо учитывать, что для них наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками общения, приспособления к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе. Поэтому необходимо учитывать и то, что обучение таких детей должно нести коммуникационную направленность.

Проблема исследования . Формирование импрессивной речи у детей 9 – 13 летнего возраста с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости с использованием комплекса игр является одним из условий их речевого развития, но содержание данного направления коррекционной логопедической работы остаётся недостаточно разработано.

Объект исследования . Импрессивная речь.

Предмет исследования . Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию импрессивной речи у детей 9 – 13 летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 425
Бесплатно скачать Дипломная работа: Формирование импрессивной речи у детей 9–13 летнего возраста с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости