Дипломная работа: Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнью школы
Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическое исследование проблемы формирования мотивационной готовности детей с задержкой психического развития
1.1 Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного детства в онтогенезе
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
1.3 Особенности формирования мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного детства
1.4 Формирование мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития через ознакомление с жизнью школы
Выводы по теоретической главе исследования
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме формирования мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного детства через ознакомление с жизнью школы
2.1 Выявление исходного уровня развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием
2.2 Определение эффективности системы работы по ознакомлению детей с задержкой психического развития с жизнью школы
2.3 Анализ результатов исследования формирования мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития через ознакомление с жизнью школы
Выводы по эмпирической главе исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них отклонения и особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания.
На данном этапе развития нашего общества число детей, имеющих задержку психического развития постоянно увеличивается. По данным разных авторов, число таких детей колеблется в пределах 5—11 % от детской популяции. Причём эта группа детей имеет объективную и стойкую тенденцию к увеличению: во-первых, в связи с ослаблением материнского и детского здоровья в целом по стране, на что указывают исследования М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, Ю. Дауленскене, Л. Тарнпол и других; во-вторых, в связи с тем, что успехи теории и практики дифференциальной диагностики позволяют всё более точно и во всё более широких масштабах обнаруживают с данной аномалией.
В течение последних лет в педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению.
Готовность- это совокупность морфофизиологических особенностей организма, обеспечивающих успешное усвоение обучения в школе – так трактует российская педагогическая энциклопедия.
Результаты психолого-педагогических исследований (Л.И.Божович, Э.А.Лиштованная, А.А.Люблинская) показывают, что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется.
Однако все чаще педагоги-практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович, К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью - ученика. А для детей с задержкой психического развития характерны: отставание в развитии мышления, причём отмечается недоразвитие практически всех мыслительных процессов; поведение детей импульсивно и зависит от их настроения в данный момент; дети или не хотят идти в школу или хотят, но не понимают правильно смысл своего пребывания в ней; дети с ЗПР не умеют, а зачастую и не хотят общаться с взрослыми и сверстниками.
Залогом успешного овладения ребенком школьными знаниями, прежде всего, является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационная готовность к обучению в школе, принятие позиции ученика и высокий уровень произвольности психических процессов.
Мотивационная готовность - это желание ребенка идти в школу, обеспеченное мотивами, с доминирующими внутренними и наличием внешних мотивов. В связи с этим, перед нами встала проблема: Какие методы и формы по ознакомлению с жизнью школы будут способствовать формированию мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: формирование мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью школы, направленную на формирование мотивационной готовности.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать особенности формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного детства с ЗПР.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--