Дипломная работа: Имидж политических партий
Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности политического имиджа политических структур
1.1 Корпоративный имидж
1.2 Имидж власти
1.3 Имидж партий
Глава 2. Имидж политических партий
2.1 Имидж политических партий в условиях современной России
2.2 Имидж партий («Единая Россия», ЛДПР, КПРФ)
2.3 Эволюция имиджей партий («Единая Россия», ЛДПР, КПРФ)
Заключение
Список литературы
Введение
Имидж не является сегодняшним изобретением. В XIX в. высшие сановники Российской империи были озабочены модернизацией страны, брали на себя ответственность за проведение реформ. Братья Милютины, В. Головнин, Д.А. Толстой и др., воплощая идею преобразования России, пытались коренным образом изменить ход русской жизни и улучшить имидж власти и страны. В дальнейшем, в кругу либерал-демократов, появились консерваторы (К.П. Победоносцев, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и т.д.), сыгравшие заметную роль в улучшении образа России в глазах мировой общественности. Они стимулировали превращение самодержавия в конституционную монархию, опирающуюся на закон. В Советский период истории эксплуатировался имидж непобедимой советской армии, имидж советского человека, советского народа. На протяжении всей истории России фактор имиджа играл особое значение.
В современном мире роль имиджа в политике многократно возросла. Имидж (англ. image от лат. imago – образ, вид) – это стереотипизированный образ объекта, существующий в массовом сознании. Имидж является комплексным понятием, и выполняет функции направленные на достижения политических целей, а также, воздействуя на образы поведения население в целом, и на отдельные социальные группы в частности несёт манипулятивную функцию[1] . Сегодняшнее общество становится всё более плюралистичнее и каждая из его социальных групп, стремиться защищать свои интересы. Имидж отождествляют не только с личностью, но и с властью, политическими партиями, общественными движениями, фирмами и организациями. Забота об имидже – признак развивающихся организаций, стремящихся обрести своё лицо, ищущих наиболее оптимальные направления своего движения, пытающихся найти гармоничные способы сосуществования с обществом. Понятие корпоративный имидж, прочно утвердившееся в российском бизнесе и менеджменте, становится актуальным и для политики.
Усиление значимости политического имиджа, вызвано активным функционированием демократических институтов и необходимостью эффективного позиционирования государств на международном уровне. Современные государства, в условиях глобализма, теряют ту степень автономности и приобретают новые политические возможности, которых они не имели прежде. В глобальном информационном пространстве особую актуальность приобретает имидж, который стал непременной составляющей политики страны, общества, власти. В отношениях власти и политических институтов устанавливается не только зависимость общества от политических институтов, но и зависимость власти от общественного мнения. В условиях глобальной взаимозависимости и переплетения политических процессов, доступности информации, чему в значительной степени способствовало появление электронных средств информации, появляется необходимость не только в информационном обеспечении политики, но и в информационном сопровождении мнений, оценок, ожиданий социальных групп и отдельных людей по поводу политических действий. Необходимость немедленного массового отклика на какие-либо явления и процессы, выражения отношения к политическим партиям, становится непременным условием эффективности общественной деятельности политических институтов. Большинство сегодняшних процессов осуществляется как бы дистанционно, «заочно» и не требует определенного, устойчивого и сформированного отношения, но это не значит, что политические процессы могут осуществляться в полном ориентационном вакууме, при полном отсутствии каких-либо установок и мнений.
Возрастающее значение политического имиджа усиливает деятельность СМИ. Средства массовой информации продуцируют и распространяют информацию (знание, нормы, ценности), усвоение которой необходимо для сознательного и действительного участия граждан в жизни государства и общества. Между тем синхронизация управленческой и информационной деятельности СМИ достигается далеко не всегда[2] . СМИ в процессе политической коммуникации стали коммуникативной технологией политики. Политические лидеры и политические структуры органов власти загружены потоками не адаптированной к их интересам информации, а принятые решения остаются нередко в пределах управляющей подсистемы, не получая поддержки в общественном мнении. Построение идеальных образов и внедрения их в массовое сознание приобрело решающее роль для власти, так как успех в политике, эффективность политической деятельности напрямую связанно с поддержкой общества.
В демократических государствах, имидж власти – это информационное сопровождение политического курса, направленного на укрепление позиций как внутриполитическом, так и на внешнеполитическом уровне. В государствах с авторитарными системами управления или не имеющими достаточных демократических традиций имидж служит инструментом снижения репутационных рисков власти и способом повышения лояльности к действующему режиму. Однако сегодня решающим для стабильности власти является не просто имидж власти, но и имидж субъектов политической жизни, политических партий. Партии и партийные лидеры уделяют особое внимание имиджу, как одной их главных составляющих общественного признания и политической популярности. Так как реальные программы оказывают незначительное влияние на мнения избирателей, повышается роль образа партии и политика, признанного в общественном сознании идеалом. Успешность любых политических процессов напрямую зависит от согласия в обществе относительно необходимости проведения политических действий в том виде, в котором это происходит. Конкурентоспособность политических партий, политических программ – это конкурентоспособность имиджей, которые всё чаще призывают к массовому сознанию избирателей.
Имидж является естественным продуктом обработки больших массивов информации, которые перерабатываются в сжатые, более доступные для понимания и восприятия блоки. Современные политические структуры, динамично развивающиеся, стали элементом информационного пространства. В связи с этим, проектирование имиджа стало важная часть современного партийного строительства. Политические тенденции, такие как снижения роли членства, в политических партиях на фоне повышения роли электората, уменьшение значения программ и повышение роли имиджа формируют новые требования к имиджевому проектированию партий. Публичный характер партийной деятельности создаёт необходимость формирования чётких, ясных, и доступных образов, которые обеспечивают признание в среде избирателей. Имидж в последнее время приобретает всё большее значение для политических партий, не только как унифицированный канал передачи информации о деятельности политической партии, но и как способ сохранения и удержания партией своих позиций во власти.
Актуальность научных исследований по данной тематике обусловлена активным влиянием, которое фактор имиджа оказывает на формирование и функционирование политических партий в современных условиях, а также развитием имиджелогии как самостоятельной научной дисциплины.
Насущная необходимость изучения имиджа политических партий вызвана потребностью формирования эффективного имиджа партийных структур в избирательном процессе. Фактор имиджа также важен при создании новых политических партий и движений.
Предмет исследования дипломной работы – имидж политических партий как комплексная модель идеализированных общественных ожиданий, стереотипов, требований к власти.
В соответствии с предметом исследования и степенью разработанности проблемы целью исследования стало выявление роли и значения имиджа в политической деятельности партии: ЛДПР, «Единство», КПРФ.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда исследовательских задач.
Во-первых, системное изучение теоретических основ формирования политического имиджа.
Во-вторых, рассмотрение имиджа в политической структуре власти и определение его особенности, отличительных черт и характеристик.
В-третьих, выявление факторов, оказывающие влияние на формирование эффективного имиджа партии.
В-четвёртых, определение основных способов внедрения политического имиджа в массовое сознание.
На решение поставленных задач направлена вся структура дипломной работы, в каждой, из глав которой раскрывается своя группа исследовательских задач. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.
Тема дипломного проекта, его предмет предопределили выбор методологии. Так как имидж оказывает влияние на политические процессы посредством влияния на поведение людей, то для исследования использовался бихевиористический метод. Исходя из того, что мы стремимся так же изучить зависимость между фактором имиджа и политической эффективностью партии, мы сочли необходимым применить сравнительно сопоставительный метод, а также метод контент-анализа. Основные аспекты дипломной работы рассмотрены с позиции системного подхода.
Методологически обоснованное исследование имиджа призваны обеспечить глубокое понимание механизмов формирования имиджа политических партий в современной России. Тематика, связанная с имиджем разрабатывалась отечественными исследователями достаточно давно. Несмотря на то, что в советские времена имиджелогия считалась буржуазной наукой и официально не развивалась, уже тогда работы Б. Хатунцева о социально-психологической природе власти, работы Сеченова И.о психофизиологии восприятия можно было рассматривать как методологическую базу для развития отечественной имиджелогии. Не были достаточно известны исследования Рубинштейна С. о формировании образа, так как имиджелогия разрабатывалась на прикладном уровне для обслуживания политической элиты, государственных средств массовой информации и имела закрытый характер. В 1970-е гг. появились работы В. Шепеля, посвященные антропологической проблематике, которые фактически содержали материал по имиджелогии.
В современной литературе относительно недавно появились публикации по имиджу. Основной вклад внесли в развитие этого научного направления публикации Г.Г. Почепцова «Имидж и выборы», «Имидж: от фараонов до президентов» и в частности книга «Имиджелогия: теория и практика». В.М. Шепель в работе «Имиджилогия» вводит понятие политического имиджа в сферу управленческой технологии. Функции и роль СМИ в создании и поддержании имиджа подробно исследованы в работе Г.С. Мельникова «Mass-media: психологические процессы и эффекты». Аспекты создания государственного имиджа отмечены в работе Н.А. Коваленко «Центральная власть и аппарат управления в России: механизмы формирования и функционирования». Наиболее комплексно вопрос проектирования имиджа власти, и имиджа как инструмент достижения политических целей был поставлен в книгах «Имидж в политике» (Г.И. Марченко, И.А. Носков) и «Политика и её имиджи» (Ж.П. Гуpевич).
При подготовке к написанию второй главы использовалась как научная, так и периодическая литература. Журнальные и газетные статьи, официальные сайты партий, приведённые в списке литературы, привлекались для формирования представления об изменениях политического имиджа и тенденциях развития имиджа политических партий.
Глава 1. Особенности политического имиджа политических структур
1.1 Корпоративный имидж
Имидж является элементом социально-экономической структуры общества и формирует внешнюю среду любого субъекта. Большинство организаций уделяет особое внимание имиджу как инструменту, влияющему на степень популярности компании.
А.Б. Зверинцев[3] , И.П. Яковлев[4] говоря об имидже организации, подразумевают её обобщённый портрет, создаваемый в представлении самых различных групп общественности на основании того, что она заявляет о себе, и особенно на основании того, что организации делает. Именно соответствие корпоративного имиджа ожиданиям общественности определяет уровень доверия или недоверия к данной организации. Иными словами, имидж тем успешнее, гармоничнее, чем более адекватно сопоставляет организация свой внутренний имидж с декларируемым во внешнюю среду образом. В отдельную проблему выделяется В.М. Шепелем проблема корпоративной идентификации как способа соотносить себя с «иным»[5] . Другими словами идентификация организации в обществе важна для эффективного формирования корпоративного имиджа. Не менее важным является и внутренний имидж организации в глазах сотрудников. Они представляют собой наиболее устойчивый канал передачи информации во внешнюю среду, а также оказывают непосредственное воздействие на имидж и репутацию организации в целом. Как отмечает И.М. Синяева[6] конструирование корпоративного имиджа – это всегда процесс построения общественно ценностных приоритетов. Рассматривая приоритеты и ожидания различных социальных групп, обратимся к известной классификации потребностей А. Маслоу. Данная классификация представляет собой пирамиду, в основании которой находятся:
физиологические потребности;
потребности безопасности и защиты;
потребности принадлежности и любви;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--