Дипломная работа: Иностранные инвестиции в нефтяной промышленности Азербайджанской Республики
После провозглашения независимости в октябре 1991 года Азербайджан испытывает значительные трудности. Сокращение реального национального дохода в 19921994 годах, по имеющимся оценкам, составило 50 процентов, в основном за счет разрыва традиционных торговых и финансовых связей после распада Советского Союза. Экономический ущерб и издержки, связанные с военным конфликтом по поводу Нагорного Карабаха, привели к углублению экономического кризиса и дальнейшему понижению уровня жизни населения. Около 20 процентов территории Азербайджана в настоящее время оккупировано иностранными силами, а число беженцев, покинувших места своего проживания в результате военных действий, превысило миллион человек. В последнее время происходило дальнейшее ухудшение экономического положения Азербайджана в силу нарушения транспортного сообщения с зарубежными странами.
В стране сохраняются коренные макроэкономические диспропорции. Снижение объема производства сопровождалось высокими темпами инфляции: если в течение 1993 года потребительские цены росли в среднем на 2 процента в месяц, то в 1994 году на 29 процентов. Хотя всякая инфляция частично отражает продолжающуюся либерализацию цен, в конечном счете ее причиной являлась неадекватная финансовая политика. Начиная с 1991 года государственный бюджет ежегодно сводился со значительным дефицитом, который финансировался Национальным Банком Азербайджана (НБА) за счет кредитной эмиссии. Кроме того, значительные кредиты были выделены оказавшимся в сложной ситуации государственным предприятиям и сельскому хозяйству. Скорость роста номинальной заработной платы отстает от темпов инфляции, причем в 19931994 годах средняя реальная заработная плата снизилась на две трети.
Продолжает ухудшаться как показатели внешней торговли Азербайджана, так и общее положение с платежным балансом. Осложнения с межгосударственными платежами и нарушение работы транспортных путей, проходящих через Грузию и Чечню, привели к резкому сокращению объема внешней торговли. Только за 1993 год объем экспорта и импорта сократился более чем на 50 процентов, а в 1994 году последовал новый спад в размере 34 процентов объема экспорта и 12 процентов импорта. Сальдо баланса торговли с Россией и другими государствами бывшего Советского Союза стало отрицательным. В то же время баланс торговли с другими странами в 1993 году был сведен с положительным сальдо в размере 35 миллионов долларов США. дальнейшее сокращение мощностей по добыче нефти и газа привело к тому, что в 1994 году Азербайджан превратился в чистого импортера энергоносителей, а переход к ценам мирового рынка в торговле энергоносителями между странами бывшего Советского Союза привел к ухудшению условий его внешней торговли. На счете текущих операций платежного баланса в 1993 году имелось отрицательное сальдо в размере 37 миллионов долларов США, причем по всей видимости, продолжалось бегство капитала. В конце 1994 года, хотя в коммерческих банках и находились валютные резервы в сумме 125 миллионов долларов США, что примерно равняется 8недельному объему импорта, положение с платежным балансом оставалось исключительно сложным, а официальные международные резервы по-прежнему находились на чрезвычайно низком уровне. Правительство Азербайджана пришло к выводу о том, что попытки контролировать отток капитала и обеспечить наличие у государства иностранной валюты за счет жестких правил обязательной продажи валюты оказались неэффективными, а связанное с этим использование множественных обменных курсов нарушает структуру стимулов для экспортеров.
Внутреннее и внешнее неравновесие в Азербайджане отражается в возрастающем падении доверия к национальной валюте манату, который за 1994 год потерял 90 процентов своей стоимости по отношению к доллару США. На протяжении значительной части 1994 года остатки на банковских счетах могли обращаться в наличные, товары или иностранную валюту лишь по курсу или ценам, намного уступающим тем, что действовали в отношении наличных манатов. В декабре 1994 года, однако, эта проблема была преодолена благодаря смягчению проблемы дефицита наличности. Темпы инфляции значительно превышают темпы роста денежной массы, поскольку население проявляет растущее нежелание хранить свои средства в манатах, а для операций внутри страны широко применяются доллары США.
В последнее время, однако, произошло два важнейших события, которые улучшили перспективы развития экономики Азербайджана. Во-первых, соглашение о прекращении огня, действующее с мая 1994 года, и достигнутый прогресс в направлении окончательного урегулирования конфликта по поводу Нагорного Карабаха позволили Правительству обращать все возрастающее внимание на меры экономической политики, необходимые для преодоления экономических и финансовых трудностей Азербайджана. Во-вторых, в сентябре 1994 года после нескольких лет сложных переговоров было подписано соглашение с международными нефтяными компаниями о разработке нефтяных месторождений в Каспийском море. Ожидается, что эксплуатация этих месторождений в течение ближайших 15 лет потребует огромных капиталовложений в размере 7,5 млрд. долларов США, в основном за счет иностранных источников, предполагается, что в среднесрочном плане это приведет к столь необходимому прекращению спада производства нефти в Азербайджане, к росту его объема и к накоплению значительных экспортных поступлений от продажи данного вида сырья. Одна из главных задач, ставящихся в ходе нынешних мер по стабилизации и реформам в Азербайджане, состоит в создании основы для разумного использования нефтяных богатств с целью будущего развития страны.
Исходя из вышеизложенного целью написания данной работы является анализ двух взаимосвязанных проблем.
Первое экономическая политика Азербайджанского правительства, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата в республике, которая представляет собой зону повышенного риска для западных инвесторов.
Второе перспективы развития нефтяной отрасли как основы привлечения иностранных инвестиций и важного фактора скорейшего оздоровления национальной экономики.
Глава I. Краткий экономико-географический обзор Азербайджанской Республики
Азербайджан расположен на юго-востоке Кавказских гор. На севере он граничит с Российской Федерацией и Грузией, на юге с Ираном и Турцией и на западе с Арменией. Площадь, занимаемая им, составляет 86 тыс. кв. км. В Азербайджан входит Нахичеванская автономная республика, отделенная, однако, от остальной части страны территорией Армении.
Численность населения Азербайджана составляет 7,5 млн. человек (2,5% населения бывшего СССР) с ежегодным приростом в 1,4%. Более половины населения проживает в горах. В столице Азербайджана Баку, являющимся главным портом Каспийского моря, насчитывается 2 млн. жителей. Более 30% населения страны азербайджанцы, а армяне и русские, представляющие меньшинство населения, составляют по 6%. Плотность населения достаточно высока (82 человека на 1 кв. км.).Население относительно молодое: доля лиц моложе 15 лет составляет 33%. для Азербайджана характерны хорошие показатели социальной статистики. Продолжительность жизни достигает 71 год среди женщин и 65 лет у мужчин. Грамотность взрослого населения составляет 90%. Практически все учащиеся имеют общее образование в объеме 10 классов. В начале века на страну приходилось 50% мирового производства нефти. После Октябрьской революции нефтяная промышленность продолжала развиваться высокими темпами, и в период второй мировой войны на Азербайджан приходились почти все запасы нефти Советского Союза. После открытия новых месторождений на Урале и в Западной Сибири, Азербайджан перестал быть центром советской нефтяной промышленности; к 1990 г. его доля в производстве нефти в СССР составляла лишь 2%. Кроме нефти, Азербайджан располагает и другими природными ресурсами, такими как природный газ, свинец, цинк, железо и медные руды, а также запасами разнообразных природных материалов, используемых в строительстве, например, известняк и мрамор.
Азербайджан имеет давние традиции сельского хозяйства, на которое, как правило, приходилось более 30% чистого материального продукта (ЧМП). В стране существует хорошая и диверсифицированная база для производства широкого ассортимента зерновых. Почвы достаточно плодородны, за исключением окружающих Баку солончаков, непригодных для возделывания. Страна лежит в девяти природно-климатических зонах, начиная с засушливого климата в районе Баку и кончая субтропическим на крайнем юге. На Азербайджан приходится 1,4% общего объема производства пищевых продуктов бывшего СССР, 8% производства хлопка, 14% табака и 23% винограда.
Азербайджан обладает широкой промышленной базой. На индустриальный сектор приходится около 40% Чистого Материального Продукта (ЧМП) и более 20% всех рабочих мест. Его структура разнообразна: сюда входят черная и цветная металлургия, производство нефтяного оборудования, а также электротехническая, химическая, нефтехимическая, легкая и аграрная промышленности. На долю тяжелой, а также легкой и аграрной промышленности приходится соответственно 39% и 50% всего объема промышленного производства. Среднее предприятие насчитывает 430 работников, что выше аналогичного показателя на Западе, но ниже в сравнении с большинством остальных республик бывшего СССР.
Транспортный сектор также хорошо развит. Протяженность республиканских трасс составляет 29 тыс. км. (9.600 км магистральных и 15.400 км. вспомогательных трасс, 4000 км городских дорог), а также около 50 тыс. км. местных дорог, обслуживающих поселки, колхозы и совхозы, промышленные объекты и нефтяные предприятия. Сеть дорог охватывает большинство районов страны. Общая их плотность высока 0,9 км. на 1 кв. км. и 11 км. на тысячу жителей. Плотность дорог в Азербайджане, таким образом, примерно втрое выше, чем на Украине и в Восточной Европе, и почти вдвое ниже, чем во Франции. Сеть железных дорог в основном обслуживает главные транспортные каналы страны. Она составляет 2120 км. железнодорожных путей (1280 км. из них электрифицировано, а 820 км. имеют две колеи), локомотивный парк более 400 линейных локомотивов. Бакинский порт обладает развитыми техническими возможностями, включая девять стоянок для смешанных грузов, крупный железнодорожный терминал и комплексы для погрузки нефтепродуктов и строительных материалов. В стране имеется 4 основных аэропорта и парк из 30 самолетов. Наконец, в азербайджанских гаванях стоят суда Каспийского морского пароходства, имеющего широкую сеть клиентов в Иране, Средней Азии и России, а также флот насчитывающий порядка 70 кораблей общей грузоподъемностью 330 тыс. т.
Глава II. Экономическая политика правительства Азербайджанской Республики по созданию благоприятного инвестиционного климата и осуществлению структурных преобразований в экономике страны
1. Цель и стратегия экономической политики
Основной целью Правительства на период осуществления программы является быстрая стабилизация цен и ускорение процесса приватизации и структурной перестройки, что позволит создать основы для устойчивого и сбалансированного экономического развития. Скорейшая стабилизация экономики и ликвидация имеющихся "перекосов" в структуре экономического стимулирования необходимы для того, чтобы в полной мере воспользоваться благоприятными среднесрочными перспективами, сложившимися благодаря ситуации в нефтедобывающей отрасли. При этом, однако, для перехода к рыночной экономике Азербайджану в ближайшее время потребуется значительная иностранная финансовая и техническая помощь.
Основными целями программы стабилизации и реформ являются:
" снижение месячных темпов инфляции таким образом, чтобы к середине 1995 года они составляли менее 5%, а к концу периода осуществления программы около 2%; восстановление устойчивой позиции Центрального Банка по платежному балансу и международным резервам; прекращение спада производства и снижения реальных доходов в течение 1995 года.
Соответственно, направления экономической политики включают:
" ограничение роста чистых внутренних активов и объема резервных денег центрального банка в согласии с целевыми показателями по инфляции;
" ограничение финансирования государственного бюджета за счет внутренних источников в течение периода осуществления программы 2% БВП;
" дальнейшая либерализация системы внешней торговли и валютного регулирования, переход к осуществлению комплекса мер по структурной перестройке, предусматривающего реформу предприятий, в том числе преобразование и ликвидацию нежизнеспособных производств наряду с ускорением приватизации; реформ в финансовом секторе, а также укрепление сети социальной защиты и повышение ее адресности.
Правительство Азербайджана уже приняло следующие шаги в направлении осуществления:
" 10 марта 1995 года ликвидированы дифференцированные требования обязательной продажи иностранной валюты по курсу, уступающему рыночному, и, таким образом, введен единый обменный курс;
" 10 марта 1995 года упразднен валютный бюджет правительства, а все официальные валютные активы и управление ими сосредоточены в НБА;
" с конца декабря 1994 года прекращено автоматическое предоставление овердрафтов Агропромбанку и Проминвестбанку;
" с 1 января 1995 года ставка рефинансирования НБА поднята до 17,5% в месяц;
" с 1 января 1995 года отменена система госзаказов, а государственные закупки (по рыночным ценам) ограничиваются собственными потребностями Правительства;
" с 1 февраля 1995 года отменены субсидии на хлеб;
" 22 февраля 1995 года было достигнуто соглашение с руководством Туркменистана о переоформлении задолженностей за поставки газа в 1994 году с выплатой в течение четырех лет.
Кроме того, в качестве предварительной меры планируется с 1 апреля 1995 года повысить цены на сырую нефть до 66 % мировых цен. В то же время цены на природный газ будут также повышены до уровня, позволяющего покрыть расходы на его импорт из Туркменистана.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--