Дипломная работа: Использование межпредметных связей в обучении основам безопасности жизнедеятельности
Введение
Глава 1. Теоретическое состояние проблемы
1.1 Анализ литературы
1.2 Межпредметные связи как социально-педагогическая проблема
1.3 Классификация межпредметных связей
Вывод по главе 1
Глава 2. Практическое исследование проблемы межпредметных связей в обучении ОБЖ
2.1 Организация исследования
2.2 Исследование влияния межпредметных связей на эффективность процесса обучения
Вывод по главе 2
Заключение
Список литературы
Введение
Хотя и не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы, закономерно возникают вопросы: как идёт усвоение учащимися знаний? Формируются ли в их сознании целостная научная картина мира? Какие педагогические условия требуются, чтобы достигнуть этого? Нужны ли специальные учебные предметы, синтезирующие знания из различных областей?
Целью нашей работы было раскрытие основных путей совершенствования процесса обучения по ОБЖ с помощью межпредметных связей.
Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях в школьном образовании.
В современных условиях давняя педагогическая проблема преобретает новое звучание. Её актуальность продиктована новыми социальными вопросами, предъявляемыми к школе.
Школьное образование должно соответствовать современному уровню развития науки, техники и культуры, отвечать задаче научно-технического прогресса. Прямое влияние на содержание общего образования имеет и современная тенденция усиления взаимосвязи наук, их интеграция с производством. Мы не зря в данном случае воспользовались термином интеграция.
Термин интеграция в содержании образования означает объединение в известных пределах, в одном учебном предмете обобщённых знаний той или иной научной области.
Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета, в нашем случае предмета ОБЖ.
Межпредметные связи – как бы сопряжённые поля различных учебных предметов. Они взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.
К сожалению, следует констатировать, что единой системы межпредметных связей на современном этапе развития школы пока не существует. Все это в целом и определяет комплексную проблему межпредметных связей и актуальность нашего исследования, которая связана с требованиями повышения мировоззренческой подготовки школьников и развития современного диалектического интегративного мышления учащихся на основе реализации дидактической системы межпредметных связей.
Объектом нашего исследования является процесс обучения ОБЖ в общеобразовательной школе с ориентацией на формирование у учащихся межпредметной структуры знаний.
Предметом исследования являются методологические основы построения и реализации системы межпредметных связей ОБЖ с циклом смежных естественных дисциплин в условиях педагогической системы обучения.
Целью исследования является разработка методологических основ межпредметных связей в развивающем обучении.
В своей работе мы исходили из следующей гипотезы :
предлагаемая в нашем исследовании методика будет дидактически обеспеченной и эффективной, если:
- разработать модель системы межпредметных связей ОБЖ и определить его роль в педагогической системе обучения;
- определить основные функции межпредметных связей и их статус в системе обучения ОБЖ;
- представить для учителя ОБЖ межпредметную структуру учебных знаний;
- разработать методику реализации дидактической системы межпредметных связей учитывающую их методологические особенности в условиях педагогической системы обучения ОБЖ.
Это создаст необходимые условия для развития у учащихся диалектического мышления, формирования у них фундаментальных основных понятий, целостного представления о мире, а также позволит повысить качество знаний.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--