Дипломная работа: Исследование эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям
Исследование эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям
Введение
Специалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях. Многие тренеры видят одну из задач подготовки к соревнованиям в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, изолировать спортсмена от стрессовых влияний. Называют это "повышением психологической надежности спортсмена". Возможно, что позитивный смысл психологической подготовки спортсмена как раз и состоит в пробуждении сил и способностей, которые могут вести его в непредсказуемой стрессовой ситуации соревнования.
Современный уровень развития спорта высших достижений требует использования комплекса психологических мероприятий по улучшению подготовки спортсменов, в частности, внедрения эффективной системы психологического контроля. Создание такой системы предполагает учет основных положений психодиагностики. Сущность психодиагностики в спорте состоит в прогнозировании возможности достижения максимального результата. Точность прогноза во многом зависит от способности выделить достаточное количество психологических признаков и объединить их в систему.
Психодиагностическое направление в первую очередь связано с развитием комплексных психологических исследований, рассматривающих человека как многоуровневую систему.
Именно в комплексных исследованиях анализируются и сопоставляются основные психологические стороны человека, каждая из которых представлена широким арсеналом психических показателей, выявляющих многие отдельные грани психических свойств.
Оптимизация спортивной деятельности требует знаний о принципиальных психологических закономерностях строения регуляторных процессов, которые, в конечном счете, обеспечивают ее эффективное осуществление.
Сущность надежности спортивной деятельности заключается в устойчивости к повышению утомления и эмоциональному напряжению. В этом смысле, психическую готовность спортсмена можно рассматривать как наивысшую степень эффективности процесса психического регулирования его деятельности, благодаря которой достигается максимальная надежность осуществления этой деятельности.
В чем же заключается практическая и научная актуальность данной темы?
1. Саморегулирование деятельности является важнейшим компонентом психической надежности.
2. Контролирование эмоций (эмоционального возбуждения) обуславливает четкую реализацию программы действий, в особенности на соревновательном этапе.
3. Диагностика эмоционального компонента позволяет вносить коррективы в деятельность спортсмена.
Цель исследования: Исследовать эмоциональный компонент непосредственной психической готовности спортсменов к соревнованиям.
На основе анализа научно-методической литературы в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить эмоциональный компонент психической готовности в контексте оптимальной боевой готовности спортсмена к соревнованиям.
2. Разработать конкурсно-юмористическую концертную программу “Мы – отряд!” – как ключ регулирования уровня эмоционального состояния.
3. Исследовать уровень эмоционального возбуждения и эмоциональной устойчивости учащихся детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) по игровым видам спорта (учебно-тренировочная группа 4 года обучения, баскетбол).
4. Провести психотехнический тренинг, направленный на развитие параметров эмоционального возбуждения и эмоциональной устойчивости.
5. Проверить эффективность влияния психотехнических средств на эмоциональный компонент психической готовности.
Предмет исследования: эмоциональный компонент непосредственной психической готовности спортсменов к соревнованиям.
Объект исследования: группа учащихся детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) по игровым видам спорта (учебно-тренировочная группа 4 года обучения, баскетбол).
Гипотеза: Психотренинг, состоящий из психотехнических игр и конкурсно–юмористической концертной программы, может выступать как фактор формирования эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям.
Глава 1 . Психическая готовность спортсмена к соревнованиям
1.1 Психическая готовность спортсмена к соревнованиям
Изучая литературу, посвященную психической готовности спортсмена к соревнованиям, мы обнаружили две точки зрения.
В психологической подготовке Е. А. Калинин выделил четыре взаимосвязанных компонента [30]:
1. Мотивационный – показатели мотивационных установок, некоторых волевых черт личности;
2. Рефлексивный – показатели самоконтроля и саморегуляции;
3. Эмоциональный – характеристики эмоционального состояния и его стабильности;
4. Сенсомоторный – показатели сенсомоторики и внимания.
Важнейшим психологическим компонентом деятельности спортсмена является психическая готовность к этой деятельности. В зависимости от конкретных условий, в которых осуществляется спортивная деятельность, качественно меняется и психическая готовность.
Автор выделяет различные формы психической готовности:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--