Дипломная работа: Исследование роли "игр беспорядка" в группообразовании в подростковом возрасте
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование специфики подросткового возраста, феномена группообразования и особенностей "игры беспорядка»
1.1 Подростковый возраст. Специфика возраста
1.2 Теоретические модели развития малой группы
1.2.1 Стратометрическая и параметрическая модели группообразования
1.2.2 Экспрессивный и инструментальный факторы развития малой группы
1.2.3 Значение группообразования для подростков. Общение, принятие в группу
1.3 Специфика игры, общие признаки. Разъяснение значения термина "игра беспорядка"
1.3.1 Специфика игры как феномена
1.3.2 "Игры порядка" и "игры беспорядка
1.4 Идентификация как возможный механизм группообразования посредством игры беспорядка
1.5 Гипотеза
Глава 2. Исследование роли "игр беспорядка" в группообразовании в подростковом возрасте
2.1 Постановка целей и задач
2.2 Описание метода и процедуры проведения исследования
2.3 Результаты исследования и их обсуждение
2.4 Выводы и возможные направления работы
Литература
Приложение 1
Введение
В данной работе мы будем использовать два очень неоднозначных понятия. Это «игра» и «подростковый возраст». Каждое из них имеет множество определений, интерпретаций, охватывает много феноменов, разных по сути, но называемых одним словом. Это обуславливает необходимость четкого определения этих понятий, задания границ, хотя бы в рамках данного исследования.
Игра – понятие очень многостороннее, охватывающее множество различных деятельностей. Игры спортивные, игра актера, сюжетно-ролевые игры, азартные, настольные игры – все это объединено одним словом. Но их функциональная направленность, возрастная специфика, вызываемый эффект и т.д. различны. Поэтому из всего многообразия игр мы берем лишь один особый тип игр – «игры беспорядка». Примеры таких игр – это «драка подушками», возникающая внезапно и сопровождаемая всеобщим весельем; это «стрельба едой», так часто показываемая в американских фильмах; в общем, это все такие игры, которые возникают внезапно, спонтанно, их так называемая «цель» – хаос, неразбериха, беспорядок, нарушение запретов, культурных (этических или моральных, «взрослых») норм, и это действование всегда сопровождается эмоциональным всплеском, подъемом, всеобщей радостью. Кроме того, обязательным условием игры беспорядка является однородность состава группы играющих (либо по возрасту, либо по социальному статусу, и т.п.). Такие игры очень распространены среди подростков, но, к сожалению, мало изучены.
В данном исследовании мы обращаемся именно к подростковому возрасту по нескольким причинам. Во-первых, в связи с тем, что на этом этапе развития для человека одной из ведущих становится сфера межличностного общения со сверстниками [5, 7, 22 и другие]. Д.Б. Эльконин [24] и Т.В. Драгунова [5] даже определяют «личное общение сверстников» ведущей деятельностью данного возраста. «Оно выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию в нем норм отношений взрослых». Для ребенка-подростка становятся явными вопросы, связанные с понятием нормы; для группы сверстников становится важным формировать свои собственные нормы. А так как этот вопрос в подростковом возрасте обостряется, то с необходимостью приходит и проба норм. Что есть действительная норма, а что – только провозглашенная, фиктивная? Подросток пробует и приходит к своим личным выводам, развивается его самосознание.
Во-вторых, мы затрагиваем подростковый возраст именно в сфере общения со сверстниками по той причине, что группа сверстников необходима для игры (в частности «игры беспорядка»). Еще И. Кант писал: «Человек не играет в одиночку. Не будет он один гонять бильярдные шары, сбивать кегли, играть в бильбоке или солитер. Все это он делает для того только, чтобы показать свою ловкость. Наедине с самим собой он серьезен. Точно так же он не затратит ни малейшего усилия на красоту, это произойдет лишь в ожидании того, что ее увидят другие и будут поражены. То же самое с игрой... Игру без зрителей можно счесть безумием, следовательно, все это имеет прямое отношение к общительности». Игра и общение находятся в тесной взаимозависимости. Игра предполагает общение с людьми, и в этом смысле без общения нет игры; но игра также и сама влияет на развитие межличностных отношений, следовательно углубляет общение, личную привязанность, симпатию или антипатию людей.
В данном исследовании мы отталкиваемся от предположения, что «игра беспорядка» влияет на процесс группообразования в подростковых группах как экспрессивный фактор, и, следовательно, основываясь на концепции группообразования Б. Такмена [10], создавшего двухфакторную модель и результатах исследований М.А. Новикова [13] и А.Н. Лутошкина [11], мы делаем вывод, что «игра беспорядка» (даже в отсутствии инструментального фактора) может влиять на групповую динамику. Итак, в нашем исследовании будет проверяться следующая гипотеза: «Игра беспорядка способствует группообразованию в подростковом возрасте».
Цели нашего исследования мы сформулировали следующим образом:
1. Исследовать, способствует ли группообразованию подростков игра беспорядка.
2. (возможная цель) Выявить механизм(ы) группообразования посредством игры беспорядка в подростковом возрасте.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--