Дипломная работа: Характерные черты информационной поддержки программы дети сироты в
_______ ______________2006 г.
_______ ________________ 2006 г.
Москва 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..4
Глава I. Сиротство как основная социальная проблема России …..……..8
I.1 Социально-психологические особенности детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа..…………………………………..…….…...8
I.1.1. Материнская депривация ………………………………....………….…...8
I.1.2. Поиск оптимальных форм общения детей со взрослыми .…………….12
I.1.3. Основные проблемы социального сиротства в России ………………..15
1.2. Альтернативные формы социализации детей-сирот……………….….20
I.2.1. Семья как важный фактор для полноценного развития ребёнка …….20
I.2.2. Роли ребенка в семье ……………………………………………………..25
I.2.3. Опека и попечительство, патронатное воспитание …………………26
I.2.4. Обоснование необходимости устройства детей-сирот в семьи …...35
I.2.5. Реализация программы дети-сироты ……………………………….....39
Глава II. Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах в СМИ …...…………………………….47
II.1. Анализ региональных СМИ освещающих проблему альтернативных способов социализации детей-сирот….………………………………………..47
II.2. Отношение СМИ к беспризорным детям………………………………....48
II.3. Отражение в СМИ проблем роста детских домов………………………..50
II.4.Мнение прессы обальтернативных формах воспитания детей-сирот в детских учреждениях. ………………………......................................................50
II.5. Исследование социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам и альтернативным формам их социализации………………...52
II.6. Анализ прессы Ярославской области……………………………………. 66
Глава III. Специфика PR технологий, направленных на изменение социально-психологических установок, определяющих негативное отношение к альтернативным формам социализации детей-сирот ……………...70
III.1 Рекомендации для специалистов в области СМИ, заинтересованных в решении проблемы детской беспризорности……………………………..…...70
III.2 Специфика средств массовой информации………………………………71
III.3. Влияние на установки по средствам СМИ……………………………….72
Заключение……………………………………………………………………....81
Список использованных источников и литературы…………………………...85
Приложения……………………………………………………………………...89
Введение
Актуальность. Тема моей дипломной работы наиболее актуальна в наше трудное время, так как сиротство во все времена означало трагедию ребенка. Для предотвращения этой тенденции, в настоящее время разрабатывается, целый ряд социальных программ и проектов, направленных на изменение сложившихся отношений к детям-сиротам и нахождение более эффективной формы их социализации. Сегодня на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание того, что маленький человек нуждается в помощи, которая может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение. Самое оптимальное решение судьбы осиротевшего ребенка – найти для него новую семью. Поэтому необходимость развития альтернативных форм воспитания детей-сирот в настоящее время не вызывает сомнений. Так как учреждения для детей-сирот даже при наличии большого диапазона возможностей и высокой квалификации педагогических коллективов не могут в достаточной мере обеспечить условия для компенсации комплекса депривационных симптомов, свойственных детям, лишенных родительского попечения. К числу наиболее серьезных симптомов относятся следующие низкая социальная адаптированность, недоразвитие способности к любви и привязанности, что ведет в будущем к феномену «несформированности материнской позиции» и воспроизводству ситуации социального сиротства.
Все проекты, при своей значимости в социальной сфере наталкиваются на целый ряд барьеров. Одним, из которых является недостаточная информированность различных групп населения, о целевом назначении этих программ и их содержания, таким образом, возникает задача информационной поддержки гуманитарно-социальных проектов учитывающих особенности современной ситуации.
Предметом исследования являются особенности информационной поддержки региональных СМИ. Также возможности региональных СМИ к изменению социально-психологических установок населения Ярославской области по информированию населения о поддержке программы «Дети-сироты».
Объект исследования – региональная программа «Дети-сироты».
Цель – выявление и анализ PR-возможностей региональных СМИ.
Задачи:
1 Определение основных характеристик детей- сирот, как особой социальной группы детей, нуждающейся в социальной поддержке;
2 Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах, в средствах массовой информации;
3 Исследование социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам и альтернативным формам их социализации;
4 Специфика PR-технологий, направленных на изменение социально-психологических .
Практическая значимость решения задач направлена на выработку эффективного способа внедрения PR технологий по программе «Дети-сироты».
Методы исследования - анализ теоретических и методических источников литературы; анализ печатной продукции; опросы и анкетирование; качественные и количественные обработки полученных данных; контент-анализ.
Литературоисточниковедческой базой моего исследования послужили:
1Литература по психологии детей-сирот, изучению особенностей сиротства, как социальный феномен (использовались труды Посысоева О.Н., Буянова М.И., Прихожан А. М.);
В центре внимания работ, где указываются особенности психологии детей, воспитывающихся в детском доме. Авторы рассказывают, чем эти дети отличаются от своих сверстников, растущих в семье, как видят окружающий мир, оценивают себя, поступают в трудных ситуациях, представляют своё будущее. У большинства из них имеются отклонения в личностном развитии, которые, хотя и не в столь ранних формах, встречаются и неблагополучных семьях. В содержании работ сделан акцент на выделении субъективных факторов, препятствующих внедрению в ярославской области альтернативных форм социализации детей-сирот. Устранению выявленных барьеров и способам формирования позитивно-деятельного отношения к детям, оставшимся без попечения родителей.
2 Литература по изучению средств массовой информации, их типологии, роли и статуса в информационном мире (Алешина И.В., Райгородский Д.Я., Королько В. Г., Почепцов Г.Г.).
В этих работах рассмотрены история возникновения и сферы применения паблик рилейшенз, структуры и функции PR-службы, вопросы стратегического и проектного планирования PR-деятельности, управление информацией и конструирования новостей. Автор уделяет большое внимание формам подачи новостных материалов, PR – выступает наивысшим достижением современной науки и искусства установление и поддержание конструктивных отношений между организацией или отдельным индивидом и окружающей их общественностью.
3 Документы и правовые законы, определяющие правовое поле регламентирующую программу «Дети-сироты» (Конвенция о правах ребенка, постановление губернатора Ярославской области , Семейный кодекс РФ).
В данной литературе полно рассматриваются характеристики детей-сирот, работы по социализации в обществе этих детей, феномен социального сиротства. Проблемы подачи информации на эту тему в СМИ, нет практически не водном издании. Хотя СМИ могут служить хорошим помощником в информационной поддержке программы «Дети-сироты».
Структура работы подчинена изучению предмета исследования и последственому разрешению цели и задач. Работа состоит из Введения и трех глав «Сиротство как основная социальная проблема России», «Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах в СМИ», «Специфика PR технологий, направленных на изменение социально-психологических установок, определяющих негативное отношение к альтернативным формам социализации детей-сирот», Заключения, Списка использованной литературы и Приложения.
Объем работы 84 страницы. Список использованных источников литературы содержит 55 наименование.
Глава I . Сиротство, как основная социальная проблема России
Социальное сиротство, как широкое социальное явление - отражение и порождение общих социально-экономических процессов в России.
I .1. Социально-психологические особенности детей-сирот воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Базовой причиной определяющей весь комплекс социально-психологических особенностей данной группы детей является материнская депривация. Дети-сироты пережившие негативный опыт материнской депривации характеризуется общими признаками, определяющими весь жизненный путь – базового недоверия к миру.
I.1.1.Материнская депривация
К середине ХХ века стало научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, заменяющим мать). Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации».
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--