Дипломная работа: Коррекционно-воспитательная работа по развитию речевого дыхания у старших дошкольников с нарушениями речи
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
Педагогический колледж №16
Выпускная квалификационная работа
Коррекционно-воспитательная работа по развитию речевого дыхания у старших дошкольников с нарушениями речи
Москва 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты коррекции речевого дыхания детей с нарушением речи
1.1 Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольника
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста
1.3 Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого дыхания (направление работы, упражнения)
Глава 2. Организация занятий по развитию речевого дыхания
2.1 Характеристика детей участвующих в работе
2.2 Комплекс упражнений по развитию речевого дыхания
2.3 Анализ реализации комплекса игр на практике
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи являются одними из актуальных проблем специальной педагогики на современном этапе её развития. Особенно актуальной проблемой на современном этапе является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи, поскольку именно в эти периоды нарушения речи можно сгладить и преодолеть, что значительно поможет ребёнку в дальнейшем обучении в школе и в социальной адаптации.
Как известно, при тяжёлых формах патологии у детей с нарушениями речи страдает как лексико-грамматическая сторона речи, так и звуковая. В целом ряде случаев отмечаются нарушения просодической стороны речи. Эти нарушения отмечаются в структуре дефекта при общем недоразвитии речи, при фонетико-фонематическом недоразвитии, при заикании.
В многочисленных логопедических исследованиях (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова, С.Л. Таптапова) отмечается, что в структуре дефекта у многих детей с нарушениями речи выявляются проблемы в просодическом оформлении высказывания, страдает темп, ритм, имеются значительные изменения голоса, нарушается речевое дыхание. Как отмечают выше перечисленные и другие исследователи, речевое дыхание поражается при целом ряде нарушений речи, таких как дизартрия, ринолалия, разные формы нарушения голоса. Разработан целый ряд систем по коррекции названных нарушений речи, в которых предлагаются комплексы упражнений по коррекции речевого дыхания.
Общепризнанным является то, что при коррекции речевых нарушений в дошкольном учреждении коррекционно-педагогическая работа осуществляется наиболее эффективно, если имеет место взаимодействие и преемственность в работе логопеда и воспитателя. Это определяет актуальность совершенствования работы по коррекции речевого дыхания в рамках деятельности воспитателя.
Объектом исследования является коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушениями речи.
Предметом исследования является коррекционно-воспитательная работа по развитию речевого дыхания у старших дошкольников с нарушениями речи.
Цель исследования - поиск наиболееэффективных упражнений в процессе коррекционно-воспитательной работы со старшими дошкольниками с нарушениями речи.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме развития речевого дыхания у старших дошкольников с нарушениями речи.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--