Дипломная работа: Методика написания дипломной работы по маркетингу

Содержание

Введение. 3

1. Методология выполнения дипломной работы.. 5

1.1 Основные цели и задачи настоящего пособия. 5

1.2 Критерии корректности выбранных тем исследований. 8

1.3 Основные методологические и научные требования к дипломной работе или проекту. 11

1.4 Критерии оценки качества дипломной работы в ИББ. 12

1.5 Рекомендации по стилю оформления дипломной работы.. 13

1.6 Научная задача и основные методы ее решения в дипломной работе. 16

1.6.1 Достоверные факты и их анализ. 16

1.6.2 Применение метода системного анализа при проведении исследований. 20

1.6.3 Применение методов SWOT – анализа и Бостонской матрицы в маркетинговых исследованиях. 36

1.6.4 Оценка срока окупаемости капиталовложений. 39

1.6.5 Методика решения научных задач с использованием статистических методов исследования. 43

1.6.5.1 Пример анализа с использованием метода группировок. 43

1.6.5.2 Методика обработки данных полевых исследований. 48

1.6.6 Решение оптимизационной задачи (на примере планирования ассортимента фармацевтической компании)54

1.7 Некоторые подходы к оценке эффективности предложенных решений. 70

2. Методические основы выполнения дипломной работы.. 75

2.1 Рекомендации по выполнению дипломной работы.. 75

2.1.1 Цель и основные этапы выполнения дипломной работы.. 75

2.1.2 Рекомендации по проведению преддипломной практики. 78

2.1.3 Выбор темы дипломной работы.. 80

2.1.4 Требования к формулировке темы дипломной работы.. 81

2.1.5 Утверждение задания на дипломную работу. 87

2.1.6 Отзыв руководителя дипломной работы.. 87

2.1.7 Рецензирование дипломной работы.. 88

2.1.8 Подготовка доклада по дипломной работе. 90

2.1.9 Нормоконтроль выполнения дипломных работ. 90

2.2 Подготовка к защите и защита дипломной работы.. 91

3. Требования к содержанию дипломной работы.. 94

3.1 Структура дипломной работы.. 94

3.2 Методические указания по оформлению дипломной работы.. 96

3.2.1 Общие положения. 96

3.2.2 Нумерация страниц. 97

3.2.3 Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов. 97

3.2.4 Порядок оформления иллюстраций. 97

3.2.5 Порядок оформления таблиц. 99

3.2.6 Порядок оформления ссылок. 100

3.2.7 Порядок оформления формул. 100

3.2.8 Порядок оформления перечня обозначений и сокращений. 101

3.2.9 Порядок оформления списка используемых источников. 102

3.2.10 Порядок оформления приложений. 102

Список используемых источников. 105

Приложение 1. 106

Приложение 2. 111

Приложение 3. 112

Приложение 4. 113

Приложение 5. 115

Приложение 6. 118

Приложение 7. 119

Приложение 8. 120


Введение

В настоящее время сложившаяся система подготовки специалистов в высшей школе предусматривает на заключительном этапе обучения выполнение квалификационной дипломной работы или проекта, которые позволяют оценить степень профессиональной готовности выпускника к предстоящей практической деятельности. Анализируя содержание дипломных работ, мы все более убеждаемся в тенденции снижения уровня их качества. Все больше дипломных работ носит описательный характер, не выявляя истинных причин противоречий исследуемых экономических процессов и не используя методов научной аргументации и моделирования. В то же время в ведущих западных вузах роль выпускных дипломных работ возрастает, улучшается их качество, а главное - научная обоснованность и аргументация. Это связано с особенностями реализации многих западных образовательных систем, в которых акценты делаются на применение новых решений и активизации творческих процессов. Сущность новых образовательных концепций обучения была сформулирована в статье Линдона Ларуша [1]. В основу их положена идея обучения принципам нахождения решений в нестандартных ситуациях и когнитивным процессам поиска и создания творческих решений . Не случайно в современном менеджменте и маркетинге все большее внимание уделяется подходам на основе латеральных (нестандартных) приемов управления процессами и маркетингом. Мы, безусловно, хотели бы видеть в каждой дипломной работе наших студентов интересные, незаурядные решения, практический выход, научно-обоснованную аргументацию. Решение этой задачи не может быть простым. Оно потребует от нас некоторого пересмотра образовательных концепций, повышения качества обучения и вовлечения студентов в научную деятельность. Однако первым, на наш взгляд, эффективным шагом является разработка учебно-методического пособия для студентов и преподавателей кафедры «Комплексной безопасности бизнеса» по разработке дипломных работ и проектов. Хотя подобные пособия есть почти в каждом вузе, нам хотелось отразить не только формальные требования к дипломным работам, но и показать на отдельных примерах методологию научной аргументации, верификации предложенных методик и оценки их экономической эффективности.

Пособие состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются методические вопросы разработки дипломных работ, определяются основные понятия («научная задача», «верификация результатов», «компиляция» и др.), рассматриваются методы решения научных задач на отдельных примерах и приводятся рекомендации по оценке экономической эффективности предложенных дипломником решений.

Во второй и третьей главах изложены основные требования к дипломным работам и регламенты их выполнения.

В работе над настоящим пособием принимали участие профессор А.С. Минзов (введение, глава 1, разделы 2.1-2.4), профессор А.Ю. Невский (разделы 2.5-2.9, 2.2 и приложения) и доцент Н.В.Унижаев (раздел 3). Авторы выражают благодарность профессору Л.М. Кунбутаеву за редактирование рукописи.


1. Методология выполнения дипломной работы

1.1 Основные цели и задачи настоящего пособия

Сегодня существует не так много специальностей высшего образования, по которым не выполняются дипломные работы или проекты. Всегда считалось, что написание дипломной работы должно завершать процесс обучения и является своеобразным способом интегральной оценки профессиональных качеств выпускника вуза. Если проведение государственного комплексного экзамена преследует цель выявить уровень его знаний по отдельным дисциплинам, относящимся к его профессиональной области деятельности, то цель дипломной работы заключается в оценке способности выпускника к решению некоторой профессиональной задачи и публичной защите им своих результатов работы перед Государственной аттестационной комиссией.

Это некоторая преамбула, а реально к разработке такого пособия нас побудило предшествующее ей изучение тенденций и качества выполнения дипломных работ в различных вузах Москвы и, в том числе, в Институте безопасности бизнеса Московского энергетического института (Технического университета). К сожалению, качество выполнения дипломных работ снижается с каждым годом, независимо от вуза. Причин этому несколько.

Первая причина связана с развитием сети Интернет и появлением систем электронной коммерции, что породило у многих студентов состояние уверенности в кажущейся простоте не только добывания информации для рефератов, курсовых и дипломных работ, но и их компиляцию[1] на основе готовых работ. Хочется отметить, что явление компиляции характерно в большей степени только для стран СНГ. На Западе и, особенно в США, это явление преследуется на государственном уровне, законодательно, а также противоречит этическим нормам, существующим в образовательных системах. Например, учащийся колледжа в США может быть исключен за представленный в реферате фрагмент компилированного материала. По нашему глубокому убеждению, борьба с компиляцией является государственной задачей, так как распространение явления компиляции ведет ни много не мало к интеллектуальному вырождению нации.

Очень настораживает «подталкивание» учащихся и студентов со стороны некоторых граждан к использованию при отчетности в учебном заведении предлагаемых в Интернет на платной основе готовых рефератов и дипломных работ, самостоятельное выполнение которых обучаемыми предусмотрено государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами.

Сегодня в русскоязычном Интернет существуют не менее трехсот ссылок на сайты, в которых предлагаются готовые или выполняемые под заказ работы практически по любой специальности. Характерно, что формально компиляция представляет собой деяние, при котором нарушаются авторские права на интеллектуальную собственность. Однако, чаще всего сами авторы продают или просто распространяют в Интернет свою собственность, не особо заботясь о последствиях. Качество этих работ невысокое, так как в них отражается, чаще всего, лишь формальная сторона рассматриваемых вопросов вместо их анализа и исследования темы, не затрагивая ее сущность. Ранее, когда уровень развития информационно-коммуникационных технологий был значительно ниже, основные усилия студенты тратили на добывание информации из литературных источников, их анализ и обобщение. Кстати, компилированные работы, как правило, достаточно легко распознаются по обильному, но труднодоступному для студентов материалу аналитического обзора. Нам приходилось видеть дипломные работы, в которых студентом предпринималась попытка, при анализе маркетинговых стратегий фирмы Adidas весьма подробно, на 40-50 страницах, описывать нравоучительные истории из жизни семьи основателя этой фирмы, начиная с 1900 года до наших времен.

Вторая причина связана с первой и заключается в неготовности сегодня системы высшего образования России к эффективному использованию современных информационных технологий во всех составляющих образовательного процесса, складывающаяся из неготовности руководства системы и профессорско-преподавательского состава к работе с новыми информационными технологиями.

В результате этого тормозится развитие форм общения между руководством Минобразования РФ, ППС и студенческим контингентом, а также внутри этих групп участников образовательного процесса. Соответственно не используются новые возможности для совершенствования форм и критериев оценки знаний студентов и качества выполненных ими работ.

Третья причина, на наш взгляд, заключается в несовершенстве образовательных стандартов, которые в принципе не гарантируют качества выпускаемых специалистов и не отражают современные международные требования к выпускникам вузов. Сегодня, в заложенных в этих стандартах моделях профессиональной деятельности специалистов, практически отсутствуют такие важные требования к выпускникам как умение выполнять аналитические исследования в области профессиональной деятельности, решать новые, ранее не рассматривающиеся в учебном процессе задачи, ориентироваться в неожиданных ситуациях, предлагать, обосновывать и отстаивать свои решения. На научной конференции «Качество, безопасность и диагностика в информационном обществе» (КБД-2007) в г. Адлере в 2007 году представителями крупных компаний в сфере информационно-коммуникационных технологий отмечалось отсутствие у выпускников большинства ведущих вузов Москвы системного, структурного и аналитического мышления . Это обстоятельство приводит к невостребованности выпускников и невозможности последующей их профессиональной переориентации.

Конечно, сегодня мы не в состоянии в полной мере перестроить направленность учебного процесса на формирование этих качеств у студентов из-за жестких требований Государственных образовательных стандартов. Однако, на этапе выполнения дипломных работ, мы можем, в некоторой степени, сформировать у наших выпускников те качества, которые сегодня более всего ценятся в обществе. Таким образом, целями настоящего методического пособия являются:

1. Разработка требований к тематике дипломных работ и их содержанию, которые учитывали бы современный уровень развития ИКТ и смещали акценты в сторону аналитической профессиональной деятельности и синтеза новых решений и проектов.

2. Демонстрация на конкретных примерах применения методов решения некоторых научных задач.

3. Разработка регламентов выполнения и контроля качества дипломных работ начиная с этапа выбора темы до защиты перед ГАК, для снижения вероятности компиляции при написании работ.

Основная задача настоящего пособия – создание таких методических основ выполнения дипломных работ, которые в условиях развитых информационно-коммуникационных технологий, позволили бы исключить или хотя бы значительно снизить увлечение студентов возможностью использования в дипломных работах компилированного материала.

1.2 Критерии корректности выбранных тем исследований

Преподавателям, очень часто приходится сталкиваться с некорректно звучащими темами дипломных работ. Например:

· «Проблема девальвации доллара по отношению к рублю»;

· «Совершенствование системы налоговых сборов с подакцизных товаров»;

· «Система страхования в России на современном этапе», и нечто подобное.

Мы не будем останавливаться на анализе этих тем. Они не характерны для дипломных работ, так как носят глобальный характер. Но причина выбора подобных тем вполне очевидна: в их раскрытии чаще всего используются компилированные, материалы , причем в ряде случаев из единого источника.

Приведем некоторые правила выбора корректных тем исследования:

1. Темы дипломных работ должны носить конкретный характер, касающийся процесса или объекта исследования (хозяйствующего субъекта). Исследования в отрасли, стране и даже мировом масштабе требуют очень большого количества достоверных источников информации, что чаще всего студенту недоступно.

2. Темы могут носить аналитический характер, но они всегда должны иметь практический смысл.

3. В названии должна быть отражена будущая профессиональная направленность специальности студента и, возможно, его специализации.

4. В названии темы должно отсутствовать слово «проблема». Такие исследования требуют более высокого уровня автора подготовки и наличия у него ученой степени «кандидат наук».

5. В названии темы не должно быть профессионального сленга. Например, темы типа «Маркетинговые исследования брендированных дженериков в России» недопустимы, так как в существующих отраслевых стандартах такая терминология не используется.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 206
Бесплатно скачать Дипломная работа: Методика написания дипломной работы по маркетингу