Дипломная работа: Методология, теория и практика педагогического проектирования
Методология, теория и практика педагогического проектирования
Содержание
1. Педагогическое проектирование в общем контексте социальных технологий
2. Педагогическое проектирование как категория дидактики
3. Специфика педагогического проектирования в контексте личностно-ориентированного образования
4. Техника разработки педагогических технологий в системе личностно-ориентированного обучения
4.1 Определение понятия "педагогическая технология"
4.2 Общая ориентировочная основа проектирования педагогической технологии в системе ЛОО
4.3 Операционализация характеристик педагогических "составляющих" учебной ситуации
4.3.1 Проблемы диагностики качества развитости учащихся
4.3.2. Системный анализ личностного развития и особенности его диагностики
4.3.3 Психолого-педагогическая классификация учебных дисциплин и их предметно-методическая презентация
4.3.4 Ориентиры организации и реализации авторской педтехнологии
1. Педагогическое проектирование в общем контексте социальных технологий
Категориальный анализ проблемы социальной технологии сегодня вряд ли можно считать завершенным и оформившимся в определенной и относительно однозначной концепции. В общем виде под социальной технологией понимают любой социальный механизм, который приводит пользующегося им как инструментом группу к достижению тех изменений социальной сферы, которые ими были намечены. При таком понимании социальной технологии к ее разновидностям можно отнести этнические ритуалы, пропагандистские системы, деятельность средств массовой информации, школьные программы, обеспечение законопослушной деятельности членов общества и многое другое.
"В самом общем виде, - пишет Н. Стефанов, - социальная технология - это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности... Другими словами, социальная технология - это предварительно определенный ряд операций, направленных на достижение некоторой цели или задачи".
И далее уточняет: "Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности".
В приведенном определении можно выделить несколько значимых признаков:
а) достижение определенной цели;
б) ряд операций или элементов, на которые может быть расчленена социальная технология;
в) складывающаяся из последних определенная последовательность;
г) сознательный характер организации социальной технологии. Вместе с тем в данной спецификации отсутствует, по мнению С.А. Соловьева и В.М. Соковнина, такая значимая характеристика социальной технологии, как системно-организованный характер последовательности выделенных операций или элементов.
Кроме того, авторы, говоря о технологии, считают необходимым подчеркивать такую особенность, "... как инвариантность воздействий, операций, приемов. Технология без повторения, без воссоздания определенных структур... без инварианта быть не может".
Сделанные авторами уточнения позволяют следующим образом определить понятие "социальной технологии". "Мы предлагаем определять социальную технологию, - пишут С.А. Соловьев и В.М. Соковнин, - как материально обеспеченную и системно организованную последовательность инвариантных воздействий, операций, действий, приемов и т.д. на субъекты, субъект-субъектные и субъект-объектные отношения с целью их запланированного изменения и воспроизводства видоизменных социальных структур".
Понятие "социальная технология" неразрывно связано с понятием "социальное управление". Любая технология служит достижению определенных целей, и движение к ним характеризуется как управление этим процессом. В литературе можно встретить и понятие "социальное конструирование", которое в определенной мере синонимично обоим понятиям. Так, например, И. И Ляхов считает, что социальное конструирование указывает на "осуществляемые формы социального преобразования социального объекта".
Социальное конструирование предполагает наличие этапа проектирования. Как отмечает И.В. Бестужев-Лада, "... социальное проектирование сводится к процессу разработки проекта, форм конкретизации управления, к директивному определению будущего состояния конкретного объекта среды в рамках определенной программы или плана".
Аналогично определение Г.А. Антонюка: "социальное проектирование - это разработка научно обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социальных организмов или их состояний в плане решения определенных социальных задач. Построенная модель и есть социальный проект".
Обратим внимание на то, что в обоих определениях имплицитно присутствует идея о возможности достижения той цели, которая директивно определена или отражена в параметрах и характеристиках модели "желаемого будущего". Именно так во многом и строилась социальная практика недалекого прошлого нашего общества. Вместе с тем этот во многом печальный опыт обращает внимание на одну немаловажную характеристику социальной технологии, а именно ее зависимость от уровня развитости и естественных законов изменения проектируемого объекта.
Логика проводимого нами категориального анализа требует обсуждения ряда проблем, без решения которых трудно определить специфику не только социального проектирования, но и, что нас собственно и интересует, специфику педагогического проектирования. Ключевыми в данном случае являются, на наш взгляд, три проблемы:
1) особенности проектировочной деятельности вообще;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--