Дипломная работа: Методология учета налога на добавленную стоимость
Содержание
Введение
Глава 1. Экономическая сущность и роль налога на добавленную стоимость в формировании бюджета Российской Федерации
1.1 Основные этапы формирования налога на добавленную стоимость
1.2 Основные элементы налога на добавленную стоимость
1.3 Счет-фактура, как основной документ учета и контроля
Глава 2. Бухгалтерский и налоговый учет налога на добавленную стоимость
2.1 Правовое и методическое обеспечение бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость
2.2 Налоговый учет налога на добавленную стоимость
2.3 Особенности и различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость
Глава 3. Методика учета налога на добавленную стоимость на примере МРИ ФНС РФ №22 по РБ
3.1 Анализ поступления налогов в федеральный бюджет на примере МРИ ФНС РФ № 22 по РБ
3.2 Налоговый учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" за 2007-2008 года
3.3 Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" в 2008 году
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Тема налогообложения на сегодняшний день немаловажна в России, так как именно налогообложение вызывает яростную полемику как среди представителей власти, так и среди рядовых граждан, это связано прежде всего с надеждой, что налогообложение сможет поднять на ноги такую могучую страну, как Россия.
Налог на добавленную стоимость введен в России начиная с 1992 года. Он представляет собой форму изъятия в бюджет прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ, услуг.
Тема выпускной квалифицированной работы является актуальной на сегодняшний день, так как учет налога на добавленную стоимость занимает одно из центральных мест во всей системе учета.
Налог на добавленную стоимость – один из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления и контроля со стороны налоговых органов, тем не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой многие годы.
При существующем несовершенном налоговом законодательстве отечественным предприятиям необходимо принимать конструктивные меры, направленные на создание оптимальных условий учета налога на добавленную стоимость, недопущения налоговых ошибок и другие.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на основе обобщения литературных источников, действующей практики учета и анализа расчетов налога на добавленную стоимость определить основное направление совершенствования налогообложения добавленной стоимости и постановки налогового и бухгалтерского учета на предприятиях.
Предметом исследования явилась сложившаяся на практике организация учета и применяемые методы расчетов налога на добавленную стоимость.
Для достижения цели дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- провести теоретическое исследование включающая в себя изучение литературных источников по налогообложению в Российской Федерации, а так же изучение нормативных и законодательных актов по налогу на добавленную стоимость;
- сравнить бухгалтерский и налоговый учет налога на добавленную стоимость;
- проанализировать методику учета налога на добавленную стоимость на примере МРИ ФНС №22 по РБ;
Хронологический анализ проблем работы охватывает период с 2007 по 2008 года.
В первой главе рассматривается экономическая сущность налога, то есть этапы формирования, основные элементы, документы налога.
Во второй главе рассматривается особенности различия налогового и бухгалтерского учета.
В третьей главе проводим анализ поступления налога.
В ходе работы были использованы такие литературные источники и периодическая печать, как Налоговый кодекс Российской Федерации, пособии по налоговой практике, информационные сайты ФНС по налогам и сборам, журналы и многие другие.
Работа состоит из 59 страниц, содержит 2 рисунка, 5 таблиц, 6 приложений.
Глава 1 Экономическая сущность и роль налога на добавленную стоимость
1.1 Основные этапы формирования налога на добавленную стоимость
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает это признак не рабства, а свободы.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством, многие же стороны современного государства зародились в Древнем Риме. То есть, уже в Древнем Риме произошло разделение налогов по "способу взимания" на прямые и косвенные. Подробнее остановимся на истории возникновения и развития налога на добавленную стоимость.
В Римской империи помимо прямых налогов существовали и косвенные, из которых наиболее существенными были: налог с оборота по ставке обычно 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов по ставке 5% их рыночной стоимости. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений.
По сути, налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом, так как стал применяться лишь в XIX веке. Конкретная схема обложения налога на добавленную стоимость была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.
Налог на добавленную стоимость относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им налог на добавленную стоимость представляет собой универсальный акциз, в силу широкого охвата налогообложением потребительских товаров (работ, услуг), и соответственно этот налог несет основную нагрузку по реализации фискальной функции косвенного налогообложения. Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства и распределения.
Возникновение налога на добавленную стоимость дало возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).
Широкое распространение налога на добавленную стоимость в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого "президентского" налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника налога на добавленную стоимость были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебались от 20 до 300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливается в процентах к объему реализации и фактически увеличивает цену товаров на 5%.
В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что налог на добавленную стоимость является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--