Дипломная работа: Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы
Дипломная работа.
Тема:
“ Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы.”
Содержание:
1. Введение.................................................................стр.
2. Глава 1. Литературный обзор...............................стр.
3. Глава 2. Экспериментальная часть......................стр.
2.1. Констатирующий эксперимент.........................стр.
2.2. Обучающий эксперимент..................................стр.
2.3. Констатирующий эксперимент.........................стр.
4. Заключение.............................................................стр.
5. Библиография.........................................................стр.
6. Приложения............................................................стр.
1. Введение
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений—обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. До сих пор актуальными остаются слова, сказанные более полувека назад: «...мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да еще редкая гостья, парадная, так сказать»*
Внимание к орфоэпической стороне речи детей определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.
Велика и эстетическая ценность правильного произношения, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека. Кому из нас не режут слух формы типа «дОговор», «документ», «пРоздравить», «кажНый», встречающиеся в речи и детей, и взрослых? Разве подобные факты не свидетельствуют о невысоком культурном уровне говорящих? Основы произносительной культуры закладываются в самом раннем детстве. В школе эту заботу о культуре произношения призвана взять на себя начальная ступень обучения. Действующие программы по русскому языку для начальных классов (трехлетней и четырехлетней школы) обязывают вести работу над звуковой стороной речи детей на протяжении всего начального этапа обучения. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и
____________________________________
*Богоявленский Л. Место орфоэпии в школьной работе // Родной язык в школе;1926—№9.
совершенствования произносительной культуры. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию речи на произносительном уровне в начальных классах. Однако именно в начальной школе «обучение живому слову ... нередко недооценивается учителями; недочеты речи застаревают, и исправить их впоследствии уже оказывается очень трудно»*
Цель настоящей дипломной работы —исследовать работу учителей начальных классов по овладению теоретическими и практическими основами развития звуковой стороны речи учащихся, изучить конкретный материал для проведения систематической работы над произношением в младших классах вспомогательной школы.
________________________________________________
* Львов М. Р. Основы-развития речи младших школьников // Начальная школа.— 1981.—№7.—Стр. 9.
Глава 1. Литературный обзор
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ ОШИБОК В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Для успешной работы по развитую звуковой стороны речи учащихся важно раскрыть механизмы освоения русского литературного произношения детьми младшего школьного возраста, показать закономерности и особенности владения орфоапическими нормами на начальном этапе обучения. Ребенок-дошкольник воспринимает, и. воспроизводит лишь одну форму речи — устную, при этом его произношение всегда сравнивается с произношением взрослых «без всякого рассмотрения отношения к орфографическому, письменному языку»*.
С поступлением в школу процесс освоения детьми произношения продолжается под значительным воздействием на него письма. В этом и заключается специфика 'владения нормами литературного произношения в младшем школьном возрасте В школе дети начинают овладевать двумя совершенно новыми для них видами речевой деятельности: чтением и письмом, которые включают в работу зрительный анализатор, ____________________________________________
* Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи.— М., 1961.— С. 52.
что вызывает существенную перестройку ранее сложившихся механизмов в слуховом и речедвигательном анализаторах.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--