Дипломная работа: Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Сущность и структура памяти
1.1 Процессы памяти
1.2 Классификация видов памяти по характеру психической активности
1.3 Классификация памяти по характеру целей деятельности
1.4 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала
1.5 Особенности памяти
1.6 Мотивация и память
Глава II. Музыкальная память и ее роль в исполнительской деятельности учащегося
2.1 Основные виды музыкальной памяти
2.2 Приемы заучивания наизусть
Глава III. Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике
3.1 Методы запоминания по И. Гофману
3.2 Методы запоминания по В.И. Муцмахер
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Как живописцы запечатлевали «визуальную» историю человеческого рода, так великие композиторы делали то же самое в отношении его музыкальной истории. Звук, являющийся объектом восприятия для одного из наших главных органов чувств, играет важную роль как компонент запечатлеваемого в памяти образа. Слуховое восприятие же вообще является важной ментальной способностью, и ее развитие содействует совершенствованию нашего умения пользоваться синестезией, — важнейшим инструментом мнемоники, состоящим в комбинировании основных пяти чувств ради совершенствования каждого в отдельности и одновременного получения кумулятивного эффекта от их совместной работы на благо совершенствования ментальных способностей, в особенности творческого потенциала и памяти.
Так, если вы услышали по радио, что А. Сметана в начале своей музыкальной карьеры был известен как человек безудержной энергии и энтузиазма; что двое его детей умерли в раннем возрасте; что его до конца жизни мучила тяжелая болезнь, в течение которой мозг композитора неуклонно разрушался, а он, несмотря на это, продолжал сочинять и изложил в мельчайших деталях природу своего физического упадка и воздействие, которое он произвел, в частности, на его память. Узнав все это, вы более глубоко будете воспринимать его музыку сопереживать композитору, а также узнаете больше об исторической эпохе, в которую он жил и творил.
Древнегреческий поэт Эсхил в своей знаменитой поэме «Прометей прикованный» назвал память матерью всех муз и причиной всего сущего. Название древнегреческой богини памяти — Мнемозины — до сих пор сохраняется в научном обиходе. Это такие термины, как «мнемическая деятельность», или «мнемические действия». Память — кладезь жизненного опыта и профессионального мастерства. Перефразируя слова Сократа, сказанные им о друге, можно сказать: «Скажи мне, что ты помнишь, и я скажу тебе, кто ты».
Великие творцы, внесшие большой вклад в развитие человечества, оставившие свой след в истории, часто имели обширную память, отчасти данную от рождения, но чаще — развитую в процессе постоянных упражнений. Историки утверждают, что многие выдающие полководцы — Юлий Цезарь, Александр Македонский, Александр Суворов — могли помнить в лицо и по именам почти всех солдат своих многотысячных армий. Знаменитый античный философ Сенека был способен, по сведениям его современников, повторить две тысячи не связанных между собой слов.
Феноменальная память — почти всегда признак выдающихся способностей. Такой памятью среди музыкантов обладали В.А. Моцарт, С.В. Рахманинов,Ф. Лист, которые, прослушав один раз сложнейшее музыкальное произведение, могли сыграть его наизусть. Будучи учеником знаменитого педагога Карла Черни,Ф. Лист в 14 лет играл ему все прелюдии и фуги И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира», причем в разных тональностях.
Среди современных музыкантов выдающейся памятью, без сомнения, обладает известный российский пианист, лауреат Международного конкурса имени П.И. Чайковского Денис Мацуев. Вот что он рассказал в одном из своих интервью корреспонденту из журнала «7 дней»: «А технику, как и хорошую память, мне и так бог дал. Пару лет назад рано утром мне позвонил один дирижер и попросил вечером этого же дня в Париже сыграть один из концертов В.А. Моцарта вместо заболевшей пианистки — без предварительной репетиции. Я хорошо знал и это произведение, и исполнительскую манеру дирижера и... согласился. Прилетел в Париж. Из-за пробок еле успел к выходу на сцену. А когда оркестр начал вступление, обомлел — зазвучал совсем не тот концерт Моцарта. Оказывается, утром, в стрессовой ситуации, дирижер, разговаривая со мной, перепутал его номер! Я был в шоке — ведь ту музыку, что звучала, я играл последний раз пару лет назад и после этого не повторял. Чуть не умер на месте, но потом собрался с духом и стал судорожно вспоминать ноты…
Когда после концерта я рассказал дирижеру о том, что случилось, он сначала мне не поверил. А потом упал на колени и долго извинялся за ошибку» [ 14,340 ].
Хорошая музыкальная память — это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Гигантской музыкальной памятью обладали В.А. Моцарт, Ф. Лист, А.Т. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, А. Тосканини, которые без труда могли удерживать в своей памяти почти всю основную музыкальную литературу. Но то, что большие музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам даже при наличии способностей приходится завоевывать с большими усилиями. Это относится ко всем музыкальным способностям вообще и к музыкальной памяти в особенности. «Музыкальная память, как и память вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддается искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы» (Н.А. Римский – Корсаков).
Этой фаталистичной точке зрения противостоит другая, согласно которой музыкальная память поддается значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий.
Игра на память, как известно, расширяет исполнительские возможности музыканта. «Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и на половину не звучит так свободно, как сыгранный на память», — считал Р.Шуман.
Цель: Выяснить основные принципы развития музыкальной памяти учащихся ДМШ
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--