Дипломная работа: Особенности использования развивающих игр, способствующих развитию воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития
Введение
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования
1.1 Особенности развития воображения в онтогенезе
1.2 Особенности воображения старших дошкольников с задержкой психического развития
1.3 Значение игры в развитии воображения старших дошкольников с задержкой психического развития
Глава II. Констатирующий эксперимент
2.1 ??????????? ????????????2.2 ?????? ? ???????? ????????????2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента
????? III. ???????????? ???????????? ?? ???????? ??????????? ??????? ???????????? ? ????????? ???????????? ???????????????????????? ?????????????? ????????????????????ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими, в отклонениях от норм поведения. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов.
В дошкольном детстве происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет развитие познавательных функций. Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, О.М. Дьяченко и др. показывают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
???????? ???????? ??????? ??? ?????????? ??????????????? ?????? ???????????. ? ??????? ?????? ??????? ?????? ????? ??????????????? ? ?????????, ? ??????? ?????????? ????????? ?????????????? ?????????, ???????, ??????, ? ???? ??????? ? ?????????????? ????????? ?????????. ???? ??????????? ??????? ? ????????, ??????? ??????????? ????????? ? ???????? ???????? ?????????, ???? ????? ???????? ??????? ? ?????????????? ???-?? ???????????, ??????????.?? ?????? ?.?. ??????????, ??????????? ???????? ??? ???????? ??????? ???????????? ??????? ???????? ???????? ?????? ??? ???????????? ????????, ??????? ????? ????? ??? ??????????? ?????????? ? ?????????? ?????.Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у детей с задержкой психического развития, недостаточно разработаны. Исследование развития воображения у данной категории детей представляет определенный интерес, так как задержка формирования психических процессов создает определенные трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению.
Сведений о воображении детей с задержкой психического развития недостаточно, обобщающие работы выходят без таких разделов. (Ульенкова У.В., 1990; Власова Т.А., Певзнер М.С., 1973; Мачихина В.Ф., Цыпина Н.А., 1981; Лебединская К.С., 1982). Поэтому вопросы изучения особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и влияние игр, обеспечивающих активизацию рассматриваемой психической функции у данной группы детей приобретает особую актуальность.
Проблема исследования . Развитие воображения старших дошкольников с ЗПР с использованием развивающих игр является одним из условий готовности к школьному обучению, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.
Предмет исследования . ??????????? ????????????? ??????????? ???, ?????????????? ???????? ??????????? ? ??????? ???????????? ? ???.Объект исследования . ??????????? ???????? ??????????? ??????? ???????????? ? ????????? ???????????? ????????.Гипотеза исследования . В своем исследовании мы предполагаем, что выявленные особенности развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития и изучение специфики влияния развивающих игр на данный психический процесс позволит нам составить методические рекомендации, направленные на развитие воображения старших дошкольников с ЗПР и их личности в целом.
Цель исследования . ??????? ??????????? ???????? ??????????? ? ??????? ???????????? ? ???.Задачи исследования.1. Изучить литературные источники по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Составить методические рекомендации, направленные на развитие воображения старших дошкольников с ЗПР.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и гипотезой работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях развития воображения старших дошкольников с ЗПР, посредством использования игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе полученных результатов и рекомендаций, имеющихся в общей и специальной литературе, были определены пути развития воображения старших дошкольников с ЗПР. Описанный методический материал может быть полезен воспитателям и психологам детских садов компенсирующего вида.
Организация и база проведения исследования . Экспериментальной базой исследования являлся детский сад компенсирующего вида № 226 Кировского района г. Красноярска.
Исследование проводилось в 2006 году в три этапа.
Первый этап - изучение и анализ психолого-педагогический литературы по проблеме исследования. Определение целей, объекта, задач, гипотезы эксперимента.
Второй этап - проведение и анализ констатирующего эксперимента.
Третий этап – разработка методических рекомендаций, направленных на развитие воображения старших дошкольников с ЗПР.
Экспериментом были охвачены 10 детей, все они имеют диагноз – задержка психического развития. При комплектовании экспериментальной группы учитывались:
1) однотипный характер клинической формы ЗПР;
2) возраст детей;
3) сформированность процесса воображения.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--